В 1969 году генеральным директором Pontiac был знаменитый ДеЛориан, именно ему принадлежит идея перехода второго поколения Grand Prix на платформу G-body. Модель из полноразмерного автомобиля превратилась в среднеразмерный,...
Когда мы слышим фразу «классический автомобиль», в голове обычно всплывают образы спортивных купе родом из 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого века, и это неудивительно, ведь быстрые и мощные авто всегда привлекали много внимания. Однако, список классических автомобилей включает в себя и другие особенные классы. Один из таких классов широко распространился в США в конце шестидесятых и начале семидесятых годов — фургоны или вэны. О них-то и пойдет речь в сегодняшней статье.
Среди любителей вэнов бытует мнение, что если спросить кого-то из них, с чего начался так называемый вэннинг, – каждый найдет что ответить, но вы не услышите ни одного одинакового рассказа. Постараемся взглянуть на этот вопрос с точки зрения истории автопрома. Первым вэном принято считать легендарный Volkswagen Type 2 (впоследствии модель стала называться T1), выпущенный в 1950 году. Автомобиль активно распространился в Европе и добрался до Североамериканского континента. Благодаря невысокой цене, легкости в обслуживании и вместительности он стал популярен как среди населения, в качестве идеального автомобиля для путешествий, так и в бизнес сфере — легкий и компактный коммерческий транспорт. Вскоре американские компании, поспевая за развивающимся трендом, произвели на свет ряд конкурирующих моделей — сначала Ford Econoline и Chevrolet Corvan 95 в 1961 году, а затем, в 1964 и 1965 годах — Chevrolet Van и Dodge A-100.
Началом расцвета эпохи вэнов можно назвать конец 60-х. Именно тогда начала формироваться культура, окружавшая этот тип авто. Во многом, надо сказать, этому поспособствовали «дети цветов», разъезжавшие по городам на раскрашенных во все цвета радуги T1 и шокировавшие своими выходками местное население. Популярность вэнов росла с огромной скоростью, например, на фестивале «Вудсток» в 1969 году фургоны составили чуть ли не половину всех транспортных средств.
Всеобщее помешательство на вэнах захватило США в начале 1970-х. Молодые американцы по достоинству оценили универсальность фургона, ведь он обеспечивал базовый принцип свободы того времени: возможность уехать куда угодно в любой момент. На нем можно было отправиться на пляж с друзьями, прихватив доски для серфинга, перевезти мотоцикл или поехать в тур с музыкальной группой, а при необходимости даже жить в фургоне.
Фургонов становилось все больше на дорогах США, и потребность их владельцев в самовыражении волной обрушилась на эти автомобили. Их начали активно «кастомизировать», то есть переделывать и видоизменять в зависимости от собственных предпочтений. Появление нового «холста» для творчества ознаменовало и конец эпохи хот-родов. К тому времени, достать родстер 30-х годов в хорошем состоянии становилось все сложнее. Культовые модели Ford Т, А и B выросли в цене и уже были далеко не так доступны американской молодежи, как в ранние 50-е. А учитывая, что в фургоны ставились мощные V-образные «восьмерки», они вполне могли также называться «горячими». По всей стране начали появляться клубы владельцев вэнов, которым хотелось общаться друг с другом и вместе ездить, хвастаясь своими авто. Такая возможность не заставила себя долго ждать.
Связующим звеном между вэнами и хот-родами стал редактор журнала Hot Rod Magazine Терри Кук (многие роддеры, кстати, до сих пор недолюбливают его за статьи о вэнах, выходившие с завидной популярностью на фоне угасания интереса к традиционным хот-родам). В 1973 году он не только объединил движение, организовав первый в истории массовый съезд владельцев фургонов — National Truck-in, но и повлиял на дальнейшее развитие этой культуры. Местом проведения первой встречи «вэннеров» выбрали городок под названием Тайгер Ран в штате Колорадо, который принял более 1000 автомобилей.
Вторая встреча прошла в том же году, и на нее съехалось в 1,5 раза больше фургонов. Такой интерес не мог оставаться незамеченным и вскоре появились те, кто хотел на нем заработать. Так, в 1974 году организатором третьего по счету National Truck-in стала организация под названием National Street Van Association (NSVA). Многие остались недовольны проведенным событием, так как выбранная площадка просто не смогла вместить всех желающих. В следующем году, место проведения не изменилось, мероприятие больше напоминало коммерческое развлечение, нежели встречу друзей. Ко всему прочему на фестивале были замечены полицейские в штатском, что значительно увеличило число недовольных.
В 1976 году противостояние оригинальных организаторов в лице Терри Кука и новоявленной NSVA вылилось в раскол движения и появление, так называемых, 2% вэннеров. Кука поддерживали два крупных клуба — Rocky Mountain Vans и Midwest Vans, вместе они пытались доказать свое право на бренд "National Truck-in", на что руководитель NSVA заявил, что имеет полное право организовывать мероприятие под этим именем, так как представляет 98% любителей вэнов. Те самые 2% недовольных выступили с заявлением, призывая владельцев фургонов держаться вместе, поддерживать локальные клубы, а не мнимые «национальные» ассоциации с новыми правилами.
Культура вэнов продолжала активно развиваться, в 1977 году на экраны вышел фильм The Van (Фургон), главную роль в котором «сыграл» желтый Dodge Street Van.
National Truck-in собирал все больше автомобилей, каждый из которых был по-своему уникален. Помимо форсированных двигателей и широченных колес, владельцы фургонов гордились, конечно же, внутренним убранством своих авто, ведь размеры позволяли воплотить даже самые смелые идеи.
В 1980-х фургонов становилось все больше и больше и владельцы фупгонов перестали быть одним сплоченным сообществом. Теперь это скорее была небольшая группа фанатов среди сотен тысяч обычных людей, покупавших фургоны благодаря их практичности. В середине 1980-х начали появляться как отдельный класс первые минивэны, дорогу им проложил Dodge Caravan в 1984 году. Эти автомобили прочно заняли нишу семейных авто, а традиционные большие вэны перекочевали в коммерческие перевозки. Постепенно, движение «вэннинга» теряло своих последователей.
Тот самый автомобиль, породивший вэннинг. Идея создания микроавтобуса принадлежала Бену Пону, одному из дизайнеров Volkswagen. Руководству концерна она пришлась по вкусу и в 1950 году мир увидел VW T1, изначально называвшийся Type 2 (под именем Type 1 мы знаем VW Beetle). Двигатель и трансмиссия были взяты от «Жука» и располагались в задней части автомобиля. Кузов выпускался в различных модификациях: помимо уже знакомого нам микроавтобуса, были также платформенные грузовики, удлиненные и кемпинговые модели, даже версии для спецтранспорта.
Street Van от Dodge, произведенный в 1976 году – это яркий пример влияния «вэннинга», как движения, на автомобильную промышленность. Street Van появился как заводская модификация Ram Tradesman и отличалась обилием хрома на кузове, широкими колесами и различными вариациями внутреннего пространства. Автомобиль позиционировался в рекламе как «Игрушка для взрослых» и мог похвастаться не только внешней красотой и удобством, но и производительными двигателями V8 от 5,9 до 7,2 л.
Третье поколение Chevrolet Van производилось компанией General Motors с 1971 по 1996 год с огромным количеством различных модификаций. Одним из самых известных Chevy Van считается GMC Vandura, который многие помнят по сериалу «Команда А». В разные годы автомобиль комплектовался двигателями от рядной шестерки, объемом 4,1 л до мощнейшего V8 объемом 7,2 л.
Модель Ford Econoline производится с 1961 года по наши дни, но в вэннинг культуре популярны второе и третье поколения, которые выпускались с 1968 по 1991 год. Именно Econoline второго поколения открыл новую страницу в жизни американских фургонов, уйдя от безкапотного дизайна и перенеся двигатель вперед. В следующие 6 лет, два других представителя Большой Тройки — GMC и Chrysler переделают свои фургоны по аналогии с Ford.
Сейчас эти, когда-то позабытые, но не растерявшие своего обаяния фургоны, переживают второе рождение. Я очень надеюсь, что движение будет расти и развиваться дальше, ведь всегда приятно смотреть, когда автомобиль, снятый с производства 30–40 лет назад, в заботливых руках своего владельца приобретает вид, в котором он когда-то сошел с конвейера, и вновь начинает радовать окружающих особенной харизмой.
Текст: Степан Гордиенко