Сервис и запчасти Восстановление и реставрация Хранение и эксплуатация Мировая практика Покупка машины Личный опыт Оборудование

Клуб практиков > Восстановление и реставрация

Очистка кузова. Часть первая. Пескоструйка

Если кузов или кузовные элементы олдтаймера подлежат комплексной реставрации, без пескоструйной обработки не обойтись. Поэтому нам хотелось бы рассказать об основных методах и технологиях пескоструйной обработки и тем самым облегчить выбор соответствующих материалов.

Если кузов или кузовные элементы олдтаймера подлежат комплексной реставрации, без пескоструйной обработки не обойтись. Поэтому нам хотелось бы рассказать об основных методах и технологиях пескоструйной обработки и тем самым облегчить выбор соответствующих материалов.
Термин "пескоструйная обработка" – это обобщающее понятие для процесса, обозначающего очистку поверхностей средствами, подобными песку или гранулам. Эти зерна направляются на поверхность, подлежащую очистке, под высоким давлением через форсунку. Сегодня в употребление входит также слово «бластинг», которое обозначает тот же самый процесс. Материалы для обработки условно делятся на мягкие и жесткие. В этой части мы расскажем об основных методах очисткb с использованием жестких материалов.

Существуют разнообразные пескоструйные аппараты, начиная от бытовых пневматических пистолетов из магазина хозтоваров, которые с соответствующими средствами могут эксплуатироваться даже под открытым небом, до пистолетов, работающих от стационарных компрессорных станций, которые можно использовать только в специальных камерах. При самостоятельной очистке деталей следует обязательно помнить о средствах персональной защиты (защитный костюм, хороший респиратор и пр.), т.к. кварцевая пыль очень вредна для здоровья человека. Во многих странах по этой причине очистка с помощью кварцевого песка запрещена.

Еще до начала процесса пескоструйной обработки важно понимать, какая очистка вам требуется. Для удаления ржавчины с жести, чугуна или стали в качестве зерна в любом случае рекомендуется песок. Существуют средства, лишь очищающие поверхность и не затрагивающие материал, из которого она сделана. И так называемые абразивные средства, то есть твердые материалы, сдирающие поверхностный слой, например и прежде всего, использующиеся для удаления ржавчины.

Как же действуют различные средства для пескоструйной обработки

Струйная обработка двигателей солью является крайне щадящей. Однако очень важно сразу же после обработки солью промыть двигатель дистиллированной водой, а затем обработать моторный блок маслом или WD-40. Ведь соль очень агрессивна и может быстро привести к образованию ржавчины. Легкий налет ржавчины появляется в течение нескольких минут. Тем не менее, соль – это наилучшее решение для двигателей, поскольку все прочие кристаллические вещества либо являются абразивными, либо, даже не будучи абразивными, в малых количествах остаются на обработанных поверхностях. При пескоструйной обработке также возникает тонкая пыль, которая осаждается в моторном блоке и может стать причиной серьезных повреждений двигателя в процессе его эксплуатации, поскольку она попадает либо в охлаждающую жидкость, либо в моторное масло.

Правильный выбор пескоструйного материала имеет решающее значение и должен быть очень хорошо продуман. Потому как неправильный выбор пескоструйного материала может привести к необратимым последствиям.

Если вы хотите подвергнуть пескоструйной обработке детали автомобиля или его кузов, посетите предварительно несколько профильных фирм и поговорите с мастером. Вы должны проникнуться доверием к специалисту. Пообщайтесь с другими владельцами классических автомобилей, уже прошедшими этап выбора специалиста.
В случае пескоструйной обработки кузова опыт – самый важный фактор. Ведь здесь можно допустить множество ошибок, и расплачиваться за них впоследствии придется вдвойне.

При самостоятельной работе, кроме выбора марки пескоструйного оборудования, и наиболее подходящего струйного материала на конечный результат влияют выбранные параметры давления воздуха и правильное приложение пистолета.

Например, все части кузова автомобиля не могут быть обработаны совершенно одинаково. Большие поверхности очень чувствительны и их очень легко перекосить при неправильном угле подачи пескоструйного материала или вследствие слишком продолжительном воздействии на одно и то же на место. Большую роль при этом играет также значительное повышение температуры.

Нередки и скрытые ошибки. Например, при пескоструйной обработке внутренней поверхности капота, усиленного распорками, при неправильно выбранном давлении и угле подачи струйного материала на внешней стороне капота в районе усиления проступает явная деформация.

Независимо от выбора пескоструйного материала, при кузовных работах всегда существует риск деформации, так как при пескоструйной обработке кузов и его детали сильно нагреваются. Однако при правильном выборе сопла, давления и угла подачи риск повреждений может быть минимизирован. Пескоструйный материал всегда должен подаваться под очень тупым углом. Это наиболее щадящий метод и, кроме того, он лучше воздействует на вещества, подлежащие удалению. Прежде чем начать пескоструйную обработку кузова, все съемные элементы должны быть демонтированы. Это касается даже струйной обработки, к примеру, пластмассой, поскольку и она может повредить съемные детали, особенно это касается стекол.

За последние годы пескоструйная техника ушла далеко вперед и в настоящее время предлагает решения для любых задач. Важно, как уже упоминалось, сначала выбрать оптимальное решение и соответствующий струйный материал.

Кирилл Немчуров

Комментарии