Сервис и запчасти Восстановление и реставрация Хранение и эксплуатация Мировая практика Покупка машины Личный опыт Оборудование

Клуб практиков > Сервис и запчасти

Заказ запчастей. Опыт специалиста

Редкие детали, обычно кузовные, подавляющее большинство производителей уже не выпускает, но они числятся на складах. Вы делаете заказ, оплачиваете, приходит отказ, вы перезаказываете (уже по более высокой цене) – и так несколько раз.

Борис Зицерман, специалист с многолетним стажем в этой области, поделился с нами опытом на примере своих последних проектов - Toyota Celica и Mitsubishi Celeste.

Вводная. Начало работ.

Самый первый шаг это - постановка задачи. Всегда лучше, если вы сами присутствуете в мастерской при дефектовке автомобиля, так получится избежать возможных ошибок в дальнейшем, ведь вы собственными глазами увидите детали, их особенности, способы крепления и прочие нюансы.
По итогам дефектовки составляется список необходимых запчастей, которые, собственно, предстоит найти и заказать. Для это нам потребуется точно определить их каталожные номера.

Toyota.jpeg
Toyota Celica на дефектовке

Схемы и каталог.

Каталог нашелся на exist в открытом доступе, но не сразу - нужно было выбрать все возможные пункты и более старые года, так как в базовом списке нашей модели, конечно, не было.
Вообще, если вы ищите редкие каталоги, то на ebay часто люди продают книжки. Был случай, я делал заказ для Mitsubishi Celeste, когда в имеющемся каталоге не было раздела про коробку передач, а мне нужна была прокладка поддона. Можно найти машины на которые эта коробка ставилась, но часто картер коробки мог отличаться конфигурацией и был риск заказать то, что в итоге не подойдет. Чтобы этого избежать, я нашел американский сайт любителей старых Mitsubishi, зарегистрировался и обратился к ним за помощью. Обычно в таких случаях люди всегда соглашаются, это вопрос причастности к чему-то редкому, индивидуальному.

Составление списка.

С Селикой сложностей с определением номеров по каталогу практически не было.
За 3-4 дня нашли все номера и подобрали запчасти. Это рутинная монотонная работа за некоторыми исключениями.
На этом автомобиле изначально стояла автоматическая коробка передач, которую бывшие владельцы потом поменяли на механическую. Нужны были детали от карданного вала. Если, например, крестовины одинаковые на обе коробки, то вопрос по поводу подвесного подшипника и опоры коробки стоял остро. Искали точное подтверждение того, что они подходят. У Toyota существуют буквенные обозначения модели, в которых зашифрована версия автомобиля. Соответственно, искали буквенный индекс на оба варианта. Индекс можно узнать непосредственно под капотом либо в документах. На одном форуме я нашел владельца аналогичного автомобиля с механической коробкой и попросил переписать эти буквы.
При заказе стоит внимательно смотреть на страну, для которой модель выпускалась, например, передние поворотники машин для Америки и Европы отличаются.
По Селике первоначальный список включал в себя около 30 позиций, который по ходу работ корректировался, где-то увеличивался, где-то уменьшался. Например, резинки на передний стабилизатор и сайлент блоки передних рычагов я объединил в один комплект.

Прогноз сроков и стоимости.

Далее, мы сделали прогноз сроков и стоимости по составленному списку запчастей. Стоит учесть, что такой прогноз легко может отличаться от реальности процентов на 30, но сделать его обязательно нужно. Так вы сможете оценить бюджет и запланировать работы с автомобилем - с чего начинать (кузов, ходовая и т.д.).
Для прогноза стоимости я всегда сначала смотрю только оригинальные запчасти, а уже потом, если это возможно, что-то меняю на альтернативные комплектующие.
В случае с Селикой, например, это были крестовины, шаровые, шарниры подвески. Чтобы исключить сомнения при заказе неоригинальных запчастей, я ищу на форумах отзывы об альтернативных производителях, так как часто оригинал отличается только упаковкой и стоимостью.

Заказ.

Редкие детали, обычно кузовные, подавляющее большинство производителей уже не выпускает, но они числится на складах. Вы делаете заказ, оплачиваете, приходит отказ, вы перезаказываете (уже по более высокой цене) - и так несколько раз.

Или вот стекла задних фонарей - фонарь, плата, все живое, но стекла от времени растрескались, а отдельно у поставщиков их нет. Нашелся посредник японец, который очень плохо понимает английский язык, мы с ним общаемся с помощью переводчика google, переводя английский на японский.

Для Селики нашлось почти все кроме ремкомплекта задних арок, поиски которого продолжаются, так как пока приходят отказы из всех стран - из Японии, Дубая, Китая, США. Есть сложности с различными индивидуальными резинками - уплотнение стекол, уплотнение бензобака и т.д. Они просто не подходят от других машин.
Кроме exist можно найти и другие ресурсы, часто с более интересной ценой, но с полной предоплатой и необходимостью постоянно самостоятельно проверять статусы заказов (без автоматических уведомлений).

По Селике сейчас мы экономим около 20 процентов от первоначального бюджета.
Например, когда я начинал оценивать, оригинальный глушитель стоил 30 000 рублей и по нему два раза пришел отказ, за это время появился неоригинальный за 8 000 рублей, который и был заказан.

Доставка.

Почта России, кстати, сейчас работает значительно лучше даже по сравнению с тем, как это было полгода назад. Один заказ пришел из Таиланда всего за 8 дней, что согласитесь, очень неплохо. Стоит учесть, что у посылок есть международные идентификационные номера, которые могут меняться нашей почтой - так уж устроена система.
В наше время с доставкой проблем практически не возникает, можно привезти что угодно и откуда угодно, но все упирается в сроки - на некоторые детали Селики ориентировочные сроки составляли 45 дней. Важно ориентироваться на первоначальный план и работу мастерской. Если вы заказываете на ebay, то там сроки еще более приблизительные, разница доходит до месяца.
Кузовные или крупные детали в сборе, обычно идут дольше.

Сложности.

Сложности, с которыми можно столкнуться при заказе запчастей, индивидуальны для каждого автомобиля и ограничены только количеством необходимых деталей. Например, у Селики отличаются пистоны на различные версии решетки радиатора или вот выпускной коллектор только в сборе предлагается (выпускной коллектор, вместе со впускным и с тепловым экраном). На схемах отверстие под карбюратор есть как на впускном, так и на выпускном коллекторах, что достаточно странно. Чтобы разобраться, нужно, конечно, присутствовать при дефектовке или разборе автомобиля.
Наконечники рулевых тяг на схеме разные (кроме того, что есть правый и левый, есть различия по длине) - а номера одинаковые, разница указана только в примечаниях.
Есть резиновые и пластиковые уплотнители на боковые стекла и рамочки с одинаковым названием. В каталогах не было указано, что шаровую опору можно поменять отдельно, она шла только в сборе с рычагом, но в итоге нашли отдельно, хотя производитель почему-то этого не сообщает.
При заказе запчастей все хорошо, когда идет скучная планомерная работа без возникновения форс-мажоров, а сложности чаще всего возникают из-за сроков, например, когда у вас выставка через несколько дней.

Общие рекомендации.

Сейчас для заказа запчастей есть достаточно много ресурсов и форумов, которые вам помогут. Важно хорошо знать полное название модели автомобиля, комплектацию, серию и т.д. Лично присутствуйте при дефектовке, составляйте список и прогноз.
Многое зависит от того, как долго детали производили после выпуска авто. Радует, что практически все западные производители еще лет 10 продолжают выпускать запчасти, а в некоторых странах это даже закреплено законодательно.


Через несколько месяцев мы снова встретимся с Борисом и узнаем, как обстоят дела с заказом запчастей на Toyota Celica.

Текст: Роман Окуджава и Борис Зицерман

Комментарии