Сервис и запчасти Восстановление и реставрация Хранение и эксплуатация Мировая практика Покупка машины Личный опыт Оборудование

Клуб практиков > Хранение и эксплуатация

Страховка для олдтаймера: почти без вариантов

22.04.2015 Автомобили: Toyota Celica A20 1st Generation
Темы: Страхование
Что может быть проще, чем застраховать машину по Каско? Достаточно подать заявку, дождаться агента, заключить договор, заплатить деньги, и теперь, что бы ни случилось с автомобилем, всегда можно получить денежную компенсацию. Но, когда речь заходит об олдтаймерах, все становится намного сложнее.

В редакции Classic Auto Club созрела идея провести эксперимент. Взять реально существующий раритет, принадлежащий одному из наших читателей, и попытаться застраховать его от ущерба и угона. Угон, конечно, в случае с такими машинами маловероятен, а вот ущерб – вполне. Чертовски обидно, если старый и редкий автомобиль разобьет неопытный водитель на новенькой иномарке-лоукостере, еще более обидно, что восстановить его за деньги, выплаченные страховой в рамках ОСАГО, будет невозможно.

Серфинг в интернете поначалу воодушевил. К примеру, в 2009 году, если верить давнишним новостям, «Ингосстрах» вышел на рынок с продуктом «Ретромобиль» для авто старше 25 лет и стоимостью не менее одного миллиона рублей. Линеек было две – «коллекционные машины» и «выставочные». В первом случае предполагалось, что они не выезжают на дороги общего пользования (соответственно, из страховки исчезало покрытие рисков в случае ДТП), во втором – что они изредка это делают для участия в тематических мероприятиях. Тариф варьировался от 4,62% до 6,93%. В том же году с похожим предложением выступили страховщики из компании «РОСНО». Их продукт назывался «Автовинтаж», и был рассчитан на машины старше 30 лет стоимостью более 80 тысяч долларов.

«У вас не Феррари…»

В качестве объекта для эксперимента мы взяли Toyota Celica, купе 1976 года, в идеальном состоянии и с малым пробегом. Ночующее в подземном паркинге и выезжающее на улицы Москвы только летом. Ввезенное из Голландии как обыкновенный автомобиль, а не «культурная ценность», с уплатой всех таможенных пошлин.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и поговорить о «культурных ценностях». Не секрет, что в последние годы число машин, ввезенных таким образом, в России увеличилось во много раз, и когда-то недоступные Мустанги 60-х в Москве стали такой же «попсой», как и в Чикаго. Хоть у них нет ПТС и госномеров, но они тоже автомобили, и тоже иногда участвуют в дорожном движении (законно это или нет – тема другого разговора). Соответственно, имея такую машину, хотелось бы ее застраховать. Тут путь только один: страховка от ущерба, причем «культурная ценность» будет идти по графе «имущество» (в паре с загородным домом и квартирой).

Вернемся к нашей Селике. Поначалу мы решили ограничиться поисками нужного страхового продукта только в крупных компаниях, не желая связываться с фирмами с сомнительной репутацией. Но обзвон офисов гигантов страхового рынка ожидаемых результатов не дал.

Первыми, конечно, стали «Ингосстрах» и «РОСНО». Оператор «Ингосстраха», узнав, что мы хотим оформить каско на раритетный авто, отметила, что продукта «Ретромобиль» больше не существует, однако в компании есть «эксклюзивная группа», в которую мы с нашей Тойотой, судя по всему и попадаем. Но нет. Уточнив название марки и модели, сотрудница «Ингосстраха» вынуждена была нас огорчить: почти 40-летнюю и редчайшую Селику застраховать по каско в этой компании невозможно. Что до «эксклюзивной группы», то, как выяснилось, в нее входят все модели таких марок как Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Lotus, Lamborghini, Maserati, Maybach, Rolls-Royce, TVR, а также все Porsche кроме Кайена и Mercedes McLaren. То есть, речь о супердорогих авто сегмента luxury, а отнюдь не о раритетах.

Что до «РОСНО», то ее поглотила страховая группа “Allianz”, которая страхованием автомобилей не занимается в принципе – в списке предложений нет ни ОСАГО, ни каско, не говоря уже о спецпредложениях вроде «Автовинтажа».

Ездить только летом

В «Ренессанс Страховании» ответ был кратким: по Каско страхуем машины не старше 2010 года выпуска. Без каких-либо исключений. В «Альфа Страхование» мы звонили несколько дней подряд – первая наша собеседница, засомневавшись в том, что «Альфа» страхует только относительно молодые авто (не старше 2008 года), попросила связаться на следующий день с другим сотрудником. Чудес не бывает: выйдя на «нужного человека», мы получили ответ, что с раритетами компания иметь дел не хочет, так как обычно их стоимость очень высока. И правда, “total” для новенького Фокуса – это меньше миллиона рублей, а для 50-летнего Роллс-Ройса? Аргументация в духе «но наша Тойота стоит всего 15 тысяч евро!» не помогла.

Следующим стал «Росгосстрах». Там предложили подъехать в офис и согласовать все вопросы в индивидуальном порядке, предоставив к осмотру Селику. Подробности по телефону не уточнили, сообщив лишь, что на согласование уйдет пять дней.

В компании «Макс» любезно рассказали об имеющихся у них вариантах страховки, но вовремя осеклись – оператор не сразу понял, что речь идет о раритетной машине. А с ними в «Максе» не работают. В СК «Интач» сразу же поинтересовались, в какую стоимость мы оцениваем Селику. Узнав, что речь идет о 15 тысячах евро, дали отказ, обосновав его тем, что это слишком большой риск для страховщика. Странное объяснение, ведь речь шла о достаточно небольшой сумме, сравнимой с ценником на новый автомобиль эконом-класса. Впрочем, это мы уже проходили в «Ренессансе».

А вот в куда менее известной на рынке компании «Пари» нас ждала относительная удача: у них есть специальная программа по страхованию раритетных машин. Правда, Тойоту назвали янгтаймером, поскольку олдтаймерами там считают автомобили, выпущенные до 1960 года. Страхуют в «Пари» и от хищения, и от повреждений при ДТП или в иных обстоятельствах, без франшиз, а примерный тариф на нашу машину составил 1,6% - но с ограничением сроков эксплуатации до трех месяцев в году и пробега до 5 тысяч километров. Прежде чем назвать эту цифру (1,6%), оператор поинтересовалась стажем водителя, его возрастом, стоимостью покупки автомобиля, страной и годом ввоза, а также тем, был ли он отреставрирован. Само собой, до вынесения положительного решения страховщики должны внимательно осмотреть машину.

Мертвый штиль

Последней страховой компанией в списке была «Ресо Гарантия», и там нас ждал неприятный, но легко предсказуемый ответ: «От ущерба страхуем машины не старше семи лет, от хищения – не старше 12-ти». Но – «возможен индивидуальный подход, подъезжайте в офис».

Финальный аккорд – звонок страховому брокеру HomePolis, на сайте которого отдельным разделом красуется «Страхование антикварных автомобилей». Узнав, что мы звоним именно по этому вопросу, оператор не смог предложить конкретный продукт ни от одной из компаний-партнеров, но пообещал подобрать нужный и через некоторое время перезвонить. Ждем до сих пор.

Вывод из нашего мини-исследования напрашивается один и достаточно грустный: в России рынок страхования олдтаймеров, как таковой, отсутствует. Более того, если речь идет о самостоятельно передвигающемся автомобиле преклонных годов, то оформить на него полис Каско – задача не из простых, хотя теоретически и возможная. Из десяти компаний только в двух нам предложили подъехать в офис и предоставить к осмотру машину. Без каких-либо гарантий, что эта поездка не будет потерянным зря временем.

Игорь Яворский

Комментарии