Сервис и запчасти Восстановление и реставрация Хранение и эксплуатация Мировая практика Покупка машины Личный опыт Оборудование

Клуб практиков > Восстановление и реставрация

Реставрация хрома. Как вернуть зеркальной поверхности былой блеск

13.05.2015 Темы: Реставрация / Хром
Львиная доля сногсшибательного эффекта от классического автомобиля, будь то гигантский «янки» времен детройтского барокко или статный европейский седан, достигается за счет обилия ярко блестящих хромированных деталей. Неспроста известный немецкий журнал, посвященный культуре хот-роддинга, получил свое название Chrom&Flammen, «хром и пламя». Но хром внешнего и внутреннего декора любит заботу. «Убить» его легко. А восстановить?

Для того чтобы хромированные элементы перестали излучать сияние, многое не требуется. Они мутнеют, покрываются язвочками и ржавым налетом даже у некоторых "свежих", совсем еще юных экземпляров родом из XXI века. Про технику, выпущенную несколько десятилетий назад и более, говорить не приходится: возраст плюс достаточно агрессивная среда и халатное отношение хозяев, увы, не являющееся редкостью, делают свое дело на "ура".

chrome1.jpg
Чем старше автомобиль, тем больше у него хромированных элементов

То, что раньше было подобно зеркалу для бритья, скорее всего, утратило первоначальное состояние и требует обновления, а иногда и полного восстановления. В не слишком запущенных случаях неплохо помогают многочисленные полировальные пасты. Мы же рассмотрим ситуации, когда деталь подлежит демонтажу и вручается в заботливые руки реставраторов.

Химия с физикой

Для начала разберемся, что такое хром, и откуда он берется на машине. Сам по себе это металл серебристо-белого цвета, почти не встречающийся в природе в чистом виде. Хромирование деталей начали применять в 20-е годы прошлого века, а до того момента его применяли в быту для предохранения разной утвари от коррозии.

Существуют самые разные способы восстановления первоначального лоска "зеркального" покрытия. Первый, считающийся основным и классическим – гальванизация. При ее выполнении на первом этапе удаляют оставшийся хром и очищают поверхность с последующей полировкой. После того как металл становится гладким как кожа младенца, на него в гальванической ванне наносят слой меди, никеля и только потом проводят процесс осаждения хромированной пленки (снова в гальванической ванне, с электролитом под действием тока). Концепция, как водится, имеет две стороны. Негативными факторами принято считать неэкологичность производства, длительность и трудоемкость. Зато на выходе – достаточно прочное покрытие и этот жирный плюс способен перечеркнуть почти все недостатки. Ведь, в конце концов, важен результат, не правда ли?

Диаметрально противоположным решением поставленной задачи является химическая металлизация. Здесь задействованы совсем другие принципы и методы. На многострадальную деталь наносят грунт, дабы выровнять поверхность и обеспечить прочное ее сцепление (адгезию) со слоем лака, придающим поверхности эффект глянца. Затем его покрывают химическими реактивами, благодаря которым и достигается металлический блеск. Декоративное покрытие защищает верхний слой лака.

Химическая металлизация сравнительно доступна, однако требовательна к соблюдению технологического процесса и, увы, не всегда может похвастаться высокими «сцепными свойствами» между металлическим напылением и лаком. Как следствие, последний может облезать.

На Западе, кстати, практикуют разные способы хромирования. Все зависит от целей и бюджета.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Отслаивание, вспучивание и ржавление хромировки случается с лучшим представителями автомобильного царства – от этой напасти никто не застрахован. Попробуем понять масштаб проблемы в финансовом эквиваленте на примере Cadillac Fleetwood, выпускавшегося с 1993 по 1996 год, и украшенного буквально квадратными метрами хромировки.

1996_fleetwood_brougham.jpg
Накладки на всю нижнюю часть кузова этого Флитвуда - хром. Купить их почти невозможно.

"Листва" на Cadillac не производится и, соответственно, заказать новые детали из Штатов не получится. Если повезет, их можно будет отыскать на eBay, однако стоимость даже сильно "бэушных" элементов украшения экстерьера на исторической родине Кадиллака иной раз внушает трепет. Искать детали на отечественных разборках? Это даже не смешно… Впрочем, хорошо посмеется тот, кто отыщет сравнительно комплектный автомобиль-донор. Редчайшая, надо сказать, удача!

Марка, равно как и модель автомобиля важна для сотрудников специализированных контор, занимающихся восстановлением хромированных деталей, примерно как погода на Марсе для землян. Главное – состояние покрытия. Из степени его поврежденности и общего объема работ, собственно, и складывается финальная стоимость. Иногда выяснить ее можно лишь показав машину мастерам. Так, владелец Cadillac, традиционно узнающий о львиной доле расценок на разные запчасти, кузовные и слесарные работы "дистанционным" способом, неприятно удивился необходимости предоставить автомобиль на осмотр или хотя бы выслать фотографии. Весьма некстати, ведь гигантский седан ожидает капремонт силового агрегата на другом конце города, и он временно лишен способности передвигаться.

Практически никто не готов сходу обозначить даже примерный ценник за полный спектр работ по реставрации хрома. Требуется, как минимум, видеть деталь и оценить масштаб проблемы. При этом прайс-лист на сайте компаний иной раз никак не коррелируется с суммой на выходе. Так, у "МеталлГальваники", предпочитающей классический (гальванический) метод, за 1 дм2 (10x10 см) покрытия указаны 150 р., но это – для фирменного изделия в хорошем состоянии и не требующего подготовительных работ. Порядок цен за работу со старым автомобилем может сильно отличаться, даже двух- или трехкратно.

На формирование финальной и, вне всякого сомнения, впечатляющей стоимости, скажется выравнивание вмятинок и исправление дефектов поверхности. Кстати, орудовать шпатлевкой не получится: она категорически не совместима с гальваническим хромированием.

Порядка 500 рублей за 1 дм2 гальванизации озвучили в компании "Гальваник-Проф", лишний раз заверив, что лучшего способа по нанесению хрома еще не придумано. В указанную стоимость входит нанесение никеля, меди и хромирование без удаления вмятин и подготовки поверхности.

В реставрационном ателье "Антикварные Автомобили", также занимающимся восстановлением хромировки методом гальванизации, кадиллаководу обозначили порядка 1000 рублей и более за 1 дм2 (10x10 см) поверхности (без учета подготовки).

После звонка в специализированный центр Spectra Chrome, где отдают предпочтение химической металлизации, хозяин линкора слегка впал в ступор: на другом конце провода лишь усмехнулись, услышав слово «гальванизация» и назвали данный метод "прошлым веком". Увы, там не смогли назвать даже примерный ценник на реставрацию. Представитель компании клялся, что рад бы помочь, но порядок мероприятия требует расчета площади поверхности.

chrome2.jpg
Отхромировать решетку радиатора в домашних условиях? Лучше даже не пробовать

Чуть больше конкретики предоставил сервис "Автосан", также практикующий химическую металлизацию, и оценивший свою работу в 700 рублей за 1 дм2 поверхности. В указанную стоимость включена работа без учета материалов.

На собственном опыте наш герой выяснил, что живое общение с представителями фирм помогает уточнить и прояснить многие нюансы касательно цен и актуальности предложений на интернет-сайтах.

Руки не для скуки

Возможно ли самостоятельно выполнить процесс восстановления хромированных деталей? В теории да, но как всегда есть многочисленные "но". Например, про забавный народный метод вроде нанесения "серебрянки" а-ля хром из баллончика мы вспоминаем со смехом и одновременно грустью. Даже если чудодейственный краситель разбрызгивают на тщательно подготовленную поверхность и с соблюдением всех правил, он остается полумерой, к тому же временной. Да и как-то не солидно использовать такие методы "восстановления".

Любители все делать своими руками и не ищущие простых путей с легкостью найдут в интернете мудреные инструкции гораздо более серьезных комплексных методик хромирования с применением химических, не слишком полезных для человека реагентов и подробным описанием что, как и куда. Отговаривать или наоборот советовать мы не станем, это личный выбор каждого. Но помните, что выполняя процедуру самостоятельно, вы действуете на свой страх и риск. Озаботьтесь хорошей вентиляционной вытяжкой, а также элементарными средствами защиты вроде перчаток, респиратора и очков, но главное – перед тем как химичить с реагентами и пускать ток, сто раз подумайте. Не ровен час, потеряете здоровье.

Богдан Шахнович

Комментарии