Сервис и запчасти Восстановление и реставрация Хранение и эксплуатация Мировая практика Покупка машины Личный опыт Оборудование

Клуб практиков > Восстановление и реставрация

Переборка двигателя. Подробный фотоотчет

На данной комплектации автомобиля был установлен двухлитровый бензиновый двигатель 18R, переборкой которого мы и занялись.

В рамках реставрации Toyota Celica второго поколения мы решили перебрать двигатель, чтобы обновить его. Начнем с описания того, что нам потребовалось для проведения этого процесса.

Инструменты и оборудование

- Набор ключей (Force, 140 предметов)

- Набор щупов

- Динамометрический ключ

- Молоток с деревянной ручкой

- Рассухариватель клапанов

- Шуруповерт

- Масленка

- Оправа для установки поршня

- Направляющая втулка сцепления

- Металлическая линейка

- Нутромер (штихмас)

- Микрометр

- Стойка-кантователь двигателя

- Кран гидравлический

- Болгарка с шлифовальным кругом

- Пневматический пистолет

Запчасти

 

Наименование

Номер

Стоимость (руб.)

Натяжитель цепи 13540-33014 1883
Направляющая цепи №1 13559-34020 4655
Направляющая цепи №2 13561-34010 1365
Направляющая цепи №3 13562-34020 2861
Комплект прокладок двигателя 04111-34090 9792
Кольца поршневые комплект 13011-34030 11487
Вкладыши шатунные T910A26 978
Вкладыши коренные AEM5388 919
Цепи привода ГРМ (2 штуки) E92011 783
Фильтр воздушный   492
Бензонасос в сборе 2310039305 3000
Помпа (насос) охлаждения двигателя J1512005 1285
Масляный фильтр SP-894 347
Свечи (4 штуки)   320

 

Шаг 1

1
Первым делом мы разобрали двигатель и внимательно осмотрели его. В нем не оказалось каких-либо поломок, значит, потребуется только общее обновление: наша задача – максимально приблизить двигатель к состоянию заводского агрегата

Шаг 2

2
Мы отмыли блок цилиндров с помощью очистителя тормозов и проверили гильзы. Визуальный осмотр гильз не выявил никаких повреждений, но для точности мы использовали нутромер, который это подтвердил. С помощью щупа (зазор – 0,05 мм) и металлической линейки (толщиной 5 мм и длиной 700 мм) мы проверили плоскость блока цилиндров. Измерения показали, что плоскость ровная (блок не поведен). Наружную часть блока цилиндров очистили механическим путем, затем обезжирили и загрунтовали

Шаг 3

3
Заглушки блока цилиндров и боковую крышку вала, вращающего масляный и бензиновый насосы, мы покрасили в серый цвет. После высыхания краски оклеили их, а сам блок цилиндров покрасили в черный цвет термостойкой краской (мы рекомендуем отдавать его в порошковую покраску)

Шаг 4

4
Закрепили на стойке блок цилиндров и тщательно продули его сжатым воздухом

Шаг 5

5
Очистителем отмыли коленчатый вал и удалили старый масляный налет. Визуальный осмотр шеек вала дефектов не выявил (но для точности вал отвозили в специализированную мастерскую на проверку)

Шаг 6

6
Установили коренные вкладыши и седла блока цилиндров. Тщательно смазали моторным маслом и установили на седла коленчатый вал

Шаг 7

7
На отмытые коренные шейки установили также коренные вкладыши. Тщательно смазали маслом и надели каждую крышку по нумерации на свое место. На третью крышку устанавливаются фиксирующие коленчатый вал полумесяцы. В крышки вставляем отмытые и смазанные крепежные болты. Зажатие коленчатого вала происходит в несколько этапов с помощью динамометрического ключа по порядку, указанному ниже (максимальная затяжка – 9,5-11,5 кг на метр)

9 5 1 4 8
10 6 2 3 7

Шаг 8

1.jpeg
Поршни и шатуны отмываем от старого масла и грязи. Механическим путем с использованием наждачки 1000 очищаем поршни от старого нагара. В процессе проверяем их визуально на наличие трещин, задиров, механических повреждений. Для очистки канавок поршневых колец мы ломаем пополам первое и второе старые компрессионные кольца и с их помощью очищаем канавки. После очистки тщательно вымываем поршни очистителем. Проводим визуальный осмотр. В шатуны и шатунные крышки устанавливаем шатунные вкладыши. Одно из новых компрессионных колец вставляем в гильзу и проверяем тепловой зазор щупом (зазор – 0,1-0,3 мм). На поршни надеваем маслосъемные кольца, второе и первое компрессионные кольца. В канавку для проверки вставляем щуп – зазор должен быть 0,03-0,07 мм. Схема расположения тепловых зазоров колец показана ниже

thumb_6981_Статьи_big.jpeg
Схема тепловых зазоров

Шаг 9

9
На первый поршень надеваем специальный хомут для установки и при помощи деревянной ручки молотка вставляем поршень в цилиндр. Повторяем с последовательностью: первый, четвертый, второй, третий

Шаг 10

10
Смазываем маслом шатунные шейки коленчатого вала и шатунные крышки. Устанавливаем в крышки шатунов шатунные шпильки и затягиваем. Вставляем крышки непосредственно по нумерации шатунов и затягиваем динамометрическим ключом 5,4-6,6 кг на метр

Шаг 11

11
После затяжки прокручиваем коленчатый вал, проверяем его вращение и ход поршней

Шаг 12

thumb_6918_Статьи_medium.png
Устанавливаем картонную прокладку на переднюю часть блока, затем на нее – промежуточную металлическую пластину. Монтируем обводной вал, приводящий в действие масляный и бензиновый насосы, затягиваем его крепежными болтами. Разворачиваем обводной вал шпонками вверх по схеме ниже

thumb_6980_Статьи_big.jpeg
Схема расположения обводного и коленчатого валов

Шаг 13

13
Надеваем на шестерни коленчатого и обводного валов цепь. Устанавливаем первую цепь соответственно схеме. Устанавливаем успокоитель и натяжитель цепи.

Шаг 14

14
Устанавливаем вторую картонную прокладку на металлическую прокладку, а затем успокоитель и шестерню второй цепи, на нее надеваем вторую цепь по схеме ниже

thumb_6979_Статьи_big_1.jpg
Схема установки цепей

Шаг 15

150
На отмытую и отполированную переднюю крышку устанавливаем натяжную планку цепи (так называемый башмак). Крышку привинчиваем к передней части блока цилиндров. Устанавливаем на коленчатый вал шпонку и передний шкиф

Шаг 16

151
Монтируем смазанный маслом масляный насос с прокладкой и крепим болтами на блок цилиндров, затем монтируем заднюю крышку коленчатого вала с сальником. Устанавливаем картер ДВС и закручиваем его

Шаг 17

thumb_6890_Статьи_medium.jpeg
Рассухариваем клапаны, тщательно зачищаем механизмы, шайбы и сами клапаны от нагара и масла. Проверяем люфт клапана в направляющей втулке: он не должен превышать 0,5 мм. Затем проверяем рабочую часть тарелки клапана: она должна соответствовать 45 градусам. Механических повреждений не обнаружено

Шаг 18

18
Отмываем головку блока цилиндров от старых загрязнений и масла. Линейкой и щупом проверяем плоскость (допуск – 0,05 мм). Затем головку блока цилиндров очищаем с помощью пескоструйной обработки, грунтуем и красим термостойкой краской

Шаг 19

19
Затем мы приступили к притирке клапанов: нанесли на них притирочную пасту и шуруповертом аккуратно проворачивали их влево и вправо в седле головки блока цилиндров. После притирки на рабочей части тарелки клапана и в седле головки должна быть однотонная серая полоса толщиной примерно 1,5 мм. Тщательно смазываем очистителем клапаны и седла. Вставляем клапаны в головку блока цилиндров и переворачиваем (камерой сгорания вверх). Проливаем клапаны бензином или очистителем для проверки герметичности. Устанавливаем сальники клапанов при помощи оправы на направляющие втулки. Вставляем клапаны в направляющие втулки, надеваем на них пружины и засухариваем. На головку закручиваем отполированный патрубок с термостатом.

Шаг 20

21
На блок цилиндров устанавливаем предварительно смазанную моторным маслом прокладку головки блока цилиндров. Устанавливаем головку на блок цилиндров

Шаг 21

22
Смазанные маслом болты вставляем в отверстия головки блока цилиндров. Затягиваем динамометрическим ключом в 3 этапа с интервалами 1-1,5 часа и максимальной затяжкой болтов 10-12 кг на метр

Шаг 22

thumb_6978_Статьи_big_1.jpg
Устанавливаем вкладыши распредвала, седла головки блока цилиндров и крышки, смазываем их маслом, устанавливаем на вторую цепь шестерню распредвала и распредвал по схеме

Шаг 23

thumb_6977_Статьи_big.jpeg
Заранее смазанные болты вставляем в крышки распредвала и затягиваем по схеме (максимальная затяжка болта – 2,3 кг на метр). Устанавливаем планку с рокерами (максимальная затяжка болта – 2,3 кг на метр)

Шаг 24

25
Устанавливаем масляную трубку (с ее помощью смазываются планка рокеров и кулачки)

Шаг 25

26
Регулировка клапанов (схема регулировки показана ниже) с помощью щупа (зазор для впускных клапанов – 0,20 мм, для выпускных – 0,30 мм)

thumb_6976_Статьи_big.jpeg
Схема регулировок

Шаг 26

28
Устанавливаем резиновые полумесяцы, прокладку клапанной крышки, саму клапанную крышку и затягиваем. Затем монтируем на головку блока цилиндров прокладку впускного и выпускного коллекторов, надеваем выпускной коллектор. На него устанавливаем прокладку, а на нее – защитную платформу слива топлива и затем впускной коллектор. Затягиваем все крепежные болты и гайки

Шаг 27

29
Подвешиваем двигатель к гидравлическому крану за крепежные болты и снимаем со стойки-кантователя. В задней части двигателя устанавливаем промежуточную защиту – металлическую прокладку

Шаг 28

30
Устанавливаем маховик, затем на болты маховика капаем жидкость – фиксатор резьбы – и затягиваем болты (8-9 кг на метр)

Шаг 29

31
При помощи направляющей втулки, имитирующей первичный вал коробки передач, устанавливаем диск сцепления и корзину (затягиваем динамометрическим ключом 2,5 кг на метр)


Двигатель собран, мы перемещаем его на специально изготовленную деревянную платформу, на которой он будет ожидать установку на автомобиль.

Текст: Дмитрий Британцев

Комментарии