Сервис и запчасти Восстановление и реставрация Хранение и эксплуатация Мировая практика Покупка машины Личный опыт Оборудование

Клуб практиков > Восстановление и реставрация

Очистка кузова. Часть вторая. Мягкий бластинг

26.03.2015 Темы: Очистка / Бластинг
Первая часть серии материалов по очистке кузова была посвящена "жёстким материалам". Если кузов или кузовные элементы классического автомобиля подлежат комплексной реставрации, то, очевидно, стоит рассмотреть и вариант так называемого "мягкого бластинга".

Щадящую, но эффективную систему струйной очистки называют "мягкий бластинг", "сода-бластинг" и даже "мягкий сода-бластинг". Как правило, под всеми тремя определениями скрывается одна и та же технология – очистка поверхности мягкими абразивами при помощи специального оборудования. Установки для мягкого бластинга внешне похожи на оборудование для пескоструйной обработки, но конструктивно предназначены для эффективной работы исключительно с мягкими абразивными материалами. При этом сам принцип работы тот же, что и при пескоcтруйной обработке: сжатый воздух доставляет к обрабатываемой поверхности абразивный материал.

Основные сферы применения мягкого бластинга – очистка поверхности от застарелых загрязнений различного происхождения, удаление остатков лакокрасочного покрытия, обезжиривание поверхности. Обрабатываемая поверхность при этом не повреждается и не требует какой-то особенно мудрёной подготовки. Но стоит учитывать, что хотя мягкий бластинг критически не повреждает резину, после очистки может понадобиться обработка резиновых элементов одним из восстановителей. Также этот вид обработки не рекомендуется для пластика фар, указателей поворота, молдингов и мягких пластиковых элементов. Но, что особенно приятно для автомобилистов, мягкий бластинг не повреждает хромированные поверхности, алюминий и стекло.

Мягкий бластинг хорош для удаления ржавчины с металлических деталей без повреждения поверхности и опасности деформации деталей. При этом данный вид очистки также удаляет с металлической поверхности электролиты - кислоты и хлориды, что препятствует возникновению новых очагов ржавчины. Причем препятствует в течение достаточно длительного срока (кстати, это одно из преимуществ сода-бластинга перед пескоструйной обработкой).

На полную обработку кузова легкового автомобиля средних размеров может уйти 3,5 – 5,5 часов. После обработки на кузове остается налет абразива, не представляющий никакой опасности ни для металла, ни для людей. Просто перед тем, как перейти к дальнейшим операциям с кузовом, его необходимо тщательно вымыть теплой водой или водой с моющим средством.

Итак, основные преимущества мягкого бластинга:

Обрабатываемая поверхность не получает видимых механических повреждений.

Существенно меньшая вероятность попадания абразива в двигатель или элементы ходовой. А также отсутствие значительных негативных последствий от такого попадания.

Применяемые абразивы обычно экологически чисты и нетоксичны.

Образование ржавчины на местах обработки сильно замедляется.

Может применяться без воды или почти без воды.

Абразивы для мягкого бластинга

Гидрокарбонат натрия NaHCO3. Она же питьевая сода, пищевая сода, бикарбонат натрия и натрий двууглекислый. Кислая соль угольной кислоты и натрия, обычно представляющая собой мелкокристаллический порошок белого цвета. Идеальный абсорбент, нетоксичен, пожаро- и взрывобезопасен, водорастворим. В целом безопасен для человека, лишь при постоянной работе в атмосфере, загрязненной пылью двууглекислого натрия, может возникнуть раздражение дыхательных путей.

Карбонат кальция CaCO3. Он же углекислый кальций, нам больше известный как мел и известняк. Соль угольной кислоты и кальция. В природе встречается в виде кальцита, арагонита и ватерита, является главной составной частью мрамора, входит в состав яичной скорлупы. Не растворим в воде. Обладает абсорбирующими свойствами, не токсичен.

Ореховая скорлупа. В принципе хорошо подходит для очистки поверхностей от смолистых веществ и сильных загрязнений, оставаясь щадящим материалом. В России применяется существенно реже, чем в Европе.

Константин Дьяков

Комментарии