Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Классические фургоны. Или кто заменил хотроды в 70-е

Началом расцвета эпохи вэнов можно назвать конец 60-х. Именно тогда начала формироваться культура, окружавшая этот тип авто. Во многом, надо сказать, этому поспособствовали «дети цветов», разъезжавшие по городам на раскрашенных во все цвета радуги Volkswagen T1.

Когда мы слышим фразу «классический автомобиль», в голове обычно всплывают образы спортивных купе родом из 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого века, и это неудивительно, ведь быстрые и мощные авто всегда привлекали много внимания. Однако, список классических автомобилей включает в себя и другие особенные классы. Один из таких классов широко распространился в США в конце шестидесятых и начале семидесятых годов — фургоны или вэны. О них-то и пойдет речь в сегодняшней статье.

История возникновения

Среди любителей вэнов бытует мнение, что если спросить кого-то из них, с чего начался так называемый вэннинг, – каждый найдет что ответить, но вы не услышите ни одного одинакового рассказа. Постараемся взглянуть на этот вопрос с точки зрения истории автопрома. Первым вэном принято считать легендарный Volkswagen Type 2 (впоследствии модель стала называться T1), выпущенный в 1950 году. Автомобиль активно распространился в Европе и добрался до Североамериканского континента. Благодаря невысокой цене, легкости в обслуживании и вместительности он стал популярен как среди населения, в качестве идеального автомобиля для путешествий, так и в бизнес сфере — легкий и компактный коммерческий транспорт. Вскоре американские компании, поспевая за развивающимся трендом, произвели на свет ряд конкурирующих моделей — сначала Ford Econoline и Chevrolet Corvan 95 в 1961 году, а затем, в 1964 и 1965 годах — Chevrolet Van и Dodge A-100.

Культура и особенности

VolkswagenT1.jpg
Volkswagen T1

Началом расцвета эпохи вэнов можно назвать конец 60-х. Именно тогда начала формироваться культура, окружавшая этот тип авто. Во многом, надо сказать, этому поспособствовали «дети цветов», разъезжавшие по городам на раскрашенных во все цвета радуги T1 и шокировавшие своими выходками местное население. Популярность вэнов росла с огромной скоростью, например, на фестивале «Вудсток» в 1969 году фургоны составили чуть ли не половину всех транспортных средств.

Всеобщее помешательство на вэнах захватило США в начале 1970-х. Молодые американцы по достоинству оценили универсальность фургона, ведь он обеспечивал базовый принцип свободы того времени: возможность уехать куда угодно в любой момент. На нем можно было отправиться на пляж с друзьями, прихватив доски для серфинга, перевезти мотоцикл или поехать в тур с музыкальной группой, а при необходимости даже жить в фургоне.

Фургонов становилось все больше на дорогах США, и потребность их владельцев в самовыражении волной обрушилась на эти автомобили. Их начали активно «кастомизировать», то есть переделывать и видоизменять в зависимости от собственных предпочтений. Появление нового «холста» для творчества ознаменовало и конец эпохи хот-родов. К тому времени, достать родстер 30-х годов в хорошем состоянии становилось все сложнее. Культовые модели Ford Т, А и B выросли в цене и уже были далеко не так доступны американской молодежи, как в ранние 50-е. А учитывая, что в фургоны ставились мощные V-образные «восьмерки», они вполне могли также называться «горячими». По всей стране начали появляться клубы владельцев вэнов, которым хотелось общаться друг с другом и вместе ездить, хвастаясь своими авто. Такая возможность не заставила себя долго ждать.

Связующим звеном между вэнами и хот-родами стал редактор журнала Hot Rod Magazine Терри Кук (многие роддеры, кстати, до сих пор недолюбливают его за статьи о вэнах, выходившие с завидной популярностью на фоне угасания интереса к традиционным хот-родам). В 1973 году он не только объединил движение, организовав первый в истории массовый съезд владельцев фургонов — National Truck-in, но и повлиял на дальнейшее развитие этой культуры. Местом проведения первой встречи «вэннеров» выбрали городок под названием Тайгер Ран в штате Колорадо, который принял более 1000 автомобилей.

Вторая встреча прошла в том же году, и на нее съехалось в 1,5 раза больше фургонов. Такой интерес не мог оставаться незамеченным и вскоре появились те, кто хотел на нем заработать. Так, в 1974 году организатором третьего по счету National Truck-in стала организация под названием National Street Van Association (NSVA). Многие остались недовольны проведенным событием, так как выбранная площадка просто не смогла вместить всех желающих. В следующем году, место проведения не изменилось, мероприятие больше напоминало коммерческое развлечение, нежели встречу друзей. Ко всему прочему на фестивале были замечены полицейские в штатском, что значительно увеличило число недовольных.

В 1976 году противостояние оригинальных организаторов в лице Терри Кука и новоявленной NSVA вылилось в раскол движения и появление, так называемых, 2% вэннеров. Кука поддерживали два крупных клуба — Rocky Mountain Vans и Midwest Vans, вместе они пытались доказать свое право на бренд "National Truck-in", на что руководитель NSVA заявил, что имеет полное право организовывать мероприятие под этим именем, так как представляет 98% любителей вэнов. Те самые 2% недовольных выступили с заявлением, призывая владельцев фургонов держаться вместе, поддерживать локальные клубы, а не мнимые «национальные» ассоциации с новыми правилами.

Культура вэнов продолжала активно развиваться, в 1977 году на экраны вышел фильм The Van (Фургон), главную роль в котором «сыграл» желтый Dodge Street Van.

National Truck-in собирал все больше автомобилей, каждый из которых был по-своему уникален. Помимо форсированных двигателей и широченных колес, владельцы фургонов гордились, конечно же, внутренним убранством своих авто, ведь размеры позволяли воплотить даже самые смелые идеи.

В 1980-х фургонов становилось все больше и больше и владельцы фупгонов перестали быть одним сплоченным сообществом. Теперь это скорее была небольшая группа фанатов среди сотен тысяч обычных людей, покупавших фургоны благодаря их практичности. В середине 1980-х начали появляться как отдельный класс первые минивэны, дорогу им проложил Dodge Caravan в 1984 году. Эти автомобили прочно заняли нишу семейных авто, а традиционные большие вэны перекочевали в коммерческие перевозки. Постепенно, движение «вэннинга» теряло своих последователей.

Самые легендарные фургоны

Volkswagen T1

Volkswagen_Type_2_T1.jpg
Volkswagen T1

Тот самый автомобиль, породивший вэннинг. Идея создания микроавтобуса принадлежала Бену Пону, одному из дизайнеров Volkswagen. Руководству концерна она пришлась по вкусу и в 1950 году мир увидел VW T1, изначально называвшийся Type 2 (под именем Type 1 мы знаем VW Beetle). Двигатель и трансмиссия были взяты от «Жука» и располагались в задней части автомобиля. Кузов выпускался в различных модификациях: помимо уже знакомого нам микроавтобуса, были также платформенные грузовики, удлиненные и кемпинговые модели, даже версии для спецтранспорта.

Dodge Street Van

1970s_Dodge.jpg
Dodge Street Van

Street Van от Dodge, произведенный в 1976 году – это яркий пример влияния «вэннинга», как движения, на автомобильную промышленность. Street Van появился как заводская модификация Ram Tradesman и отличалась обилием хрома на кузове, широкими колесами и различными вариациями внутреннего пространства. Автомобиль позиционировался в рекламе как «Игрушка для взрослых» и мог похвастаться не только внешней красотой и удобством, но и производительными двигателями V8 от 5,9 до 7,2 л.

Chevrolet Van (третье поколение)

GMC-Vandura.jpg
GMC Vandura

Третье поколение Chevrolet Van производилось компанией General Motors с 1971 по 1996 год с огромным количеством различных модификаций. Одним из самых известных Chevy Van считается GMC Vandura, который многие помнят по сериалу «Команда А». В разные годы автомобиль комплектовался двигателями от рядной шестерки, объемом 4,1 л до мощнейшего V8 объемом 7,2 л.

Ford Econoline E-series

Ford_Econoline.jpg
Ford Econoline E-series

Модель Ford Econoline производится с 1961 года по наши дни, но в вэннинг культуре популярны второе и третье поколения, которые выпускались с 1968 по 1991 год. Именно Econoline второго поколения открыл новую страницу в жизни американских фургонов, уйдя от безкапотного дизайна и перенеся двигатель вперед. В следующие 6 лет, два других представителя Большой Тройки — GMC и Chrysler переделают свои фургоны по аналогии с Ford.

 


 

Сейчас эти, когда-то позабытые, но не растерявшие своего обаяния фургоны, переживают второе рождение. Я очень надеюсь, что движение будет расти и развиваться дальше, ведь всегда приятно смотреть, когда автомобиль, снятый с производства 30–40 лет назад, в заботливых руках своего владельца приобретает вид, в котором он когда-то сошел с конвейера, и вновь начинает радовать окружающих особенной харизмой.

Текст: Степан Гордиенко

Комментарии