Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Интересные факты

Автомобили-шедевры. Редкие и интересные модели Porsche

Текущая линейка компании из Штутгарта насчитывает семь моделей. Это 911, 918, Boxster, Cayman, Panamera, Cayenne и Macan. Они проверены временем и приносят гарантированную прибыль: именно Porsche является самым доходным подразделением концерна Volkswagen. Но как не взгрустнуть о моделях, уже снятых с производства?

Сейчас Porsche вполне могла бы обладать более внушительным ассортиментом, чем упомянутая семёрка. Достаточно было сохранить выпуск некоторых моделей, обладавших собственным характером и, несомненно, оставивших отчётливый след в автомобильной истории. Однако теперь они – к несчастью или, наоборот, к радости ценителей – доступны только на вторичном рынке. Этот рассказ как раз о таких, ушедших с конвейера моделях.

924

Эта модель представляет собой первый серийный авто компании, вышедший с мотором жидкостного охлаждения и с полностью автоматической трансмиссией. В целом, её карьера была удачной: она отправила на пенсию 912, эдакую 911 «для бедных», и продержалась на конвейере целых 13 лет, с 1976 по 1988 год.
Всего по миру разошлось более 150 тысяч экземпляров 924. Столь массовые продажи помогли Porschе стабилизировать своё финансовое положение, подорванное разразившимся нефтяным кризисом и спадом популярности прожорливых автомобилей. Уже только за это модели следует сказать «спасибо». Тем более, что доходы от реализации 924 помогли компании изыскать средства на дальнейшее совершенствование своего «обязательного блюда» – 911.
Что касается технической стороны дела, то стремление компании предложить покупателю, может, не форсированный, но экономичный мотор, вылилось в следующую претензию к модели: мол, она… медленно разгоняется. Действительно, мощность 95–110 «лошадок» не предусматривала стремительного ускорения на старте. Однако критиков это не останавливало. И только появление турбированных модификаций модели заставило журналистов издания Car and Driver картинно вздохнуть с облегчением: «Быстрая… Наконец-то!»
Да, к модели есть ещё одна претензия. Некоторые поклонники бренда не воспринимают 924 как неотъемлемую часть семьи Porsche. Дескать, движок не тот – инженеры позаимствовали его у Audi 100 и Volkswagen модели LT. О «чистоте породы» спорить можно бесконечно, однако, вклад модели в общее развитие компании оспорить едва ли получится.

928

В самом начале 70-х годов руководство Porsche задумалось о замене 911-й модели. Сейчас это звучит как анекдот, поскольку «старушка» до сих пор в ходу, но в те годы компания взялась за подготовку преемника с полной серьёзностью.
Главной идеей было несколько отойти от сугубо спортивного имиджа «бессмертного хита», придать бренду больше люксовости и солидности.
И определённые плоды такой подход принёс. 928 стала первой серийной моделью и единственным купе Porsche с 8-цилиндровым двигателем, а позже оказалась первым и единственным спорткаром, выигравшим престижный конкурс «Европейский автомобиль года» в 1978. Последнее достижение особенно интересно по двум причинам: а) «авто года» обычно становятся утилитарные хетчбеки и седаны; б) 911 так и не смогла взять этот титул, хотя выпускается до сих пор.
Интересной моделью заинтересовались кинематографисты. Она сыграла в «Опасном бизнесе» с Томом Крузом, произнёсшем фразу «Это «Порше», ему альтернативы нет», и в «Лице со шрамом» с Аль Пачино. И это не считая многочисленных эпизодических появлений.
Приятно осознавать, что к созданию примечательной модели приложил руку наш соотечественник. Инженер русского происхождения Анатолий Лапин разрабатывал кузов авто совместно с Вольфгангом Мёбиусом.
Но по большому счёту попытка заменить 911 оказалась неудачной. Всего, вместе со всеми модификациями, Porsche удалось продать чуть более 61 тысяч штук 928. И дело вовсе не в технических характеристиках. Похоже, что 928 подвела не слишком хорошо просчитанная ценовая политика компании, равно как и вынужденная конкуренция с вышедшим в то же время Mercedes-Benz 500 SL.

959

Porsche_959_Coupe_Paris-Dakar.JPG
Porsche 959

Редкая птица во всех смыслах. Как в количественном – с 1986 по 1989 год было выпущено всего 337 экземпляров, так и в качественном – 959 для своего времени стала, пожалуй, самым технически продвинутым спорткаром.
И, наверное, не зря именно её знатоки называют лучшим Porsche в истории. Такого мнения, например, придерживается влиятельный журнал Auto, Moto und Sport. Действительно, для второй половины 80-х это был космос – скорость 314 км/ч, разгон до сотни за 3,7 секунды. Уникальная система постоянного полного привода с возможностью перенести 80% крутящего момента на заднюю ось.
И далее: движок – шестицилиндровый на 449 «лошадок» от гоночной модели 956, трансмиссия – шестиступенчатая механика, подвеска с тремя фиксированными положениями – клиренс варьировался от 12 до 18 см. Кузов двухдверного купе был сделан из алюминия и кевлара, что позволяло облегчить боевой вес болида до 1450 килограмм (тем не менее, полторы тонны – весьма солидный вес для спорткара). А эти формы! Инженеры старались добиться выдающихся аэродинамических свойств, но при этом обеспечить стабильность вождения. И им это удалось.
Всё было настолько совершенно, что оказалось… экономически невыгодно. Считается, что выпуск каждой 959 обходился Porsche вдвое дороже продажной цены – полмиллиона против 225 тысяч долларов. Впрочем, некий высший смысл продолжать производство модели был: она позволила компании привлечь внимание к своим авто. В том числе – выигранными на 959 гонками «Париж – Дакар» и «24 часа Ле-Мана». Но, согласитесь, было бы странно, если столь мускулистая модель потерпела на них неудачу.

968

Относительно свежая модель, выпускавшаяся компанией в 1992-1995 гг. Заметьте – год окончания её выпуска совпадает с выходом в отставку 928. Очевидно, это лишний раз подчёркивает, что компания была несколько разочарована рыночной судьбой модели.
И неудивительно, что несмотря на свою молодость, она пребывает в тени не только более поздних разработок Porsche или уже ставшей классикой 911, но даже уступает в известности вышеупомянутой 928. И это несколько обидно, поскольку 968 отличает несколько интересных особенностей.
Сразу надо сказать, что она стала последней моделью компании, оснащавшейся 4-цилиндровым мотором. Ещё любопытный факт: изначально задумывавшаяся на базе 944, она вобрала в себя достаточно новаций, чтобы в итоге 80% деталей и узлов оказались оригинальными, а сама 968 стала самостоятельной моделью, а вовсе не очередной модификацией базовой версии.
Что касается внесённых конструкторами новшеств, то, в частности, изменениям подверглась трансмиссия, впервые получившая перспективную систему VarioCam, до трёх литров увеличился объём мотора, а его мощность – до 236 лошадиных сил.
Но потребитель не прочувствовал модель как следует. За время, проведённое ей на конвейере, было продано менее 13 тысяч экземпляров. И, к слову, это последнее обстоятельство заставляет коллекционеров проявлять к «незнаменитой» модели повышенный интерес.

Особые редкости

Но рассказ о необычных моделях из Штутгарта явно будет неполным без упоминания редкостей. Ведь в истории любого плодовитого автопроизводителя, Porsche в том числе, всегда есть место моделям, ставшим раритетами с течением времени или в силу ограниченности тиража.

356 – первый серийный автомобиль компании. По виду «двоюродный брат» Volkswagen Beetle, чему есть несколько объяснений: во-первых, дизайн «жука» был разработан Фердинандом Порше-старшим, во-вторых, в силу понятных послевоенных сложностей с обеспечением узлами и компонентами устройство моделей похоже – в случае с «жуком» и с 356 мы имеем перед собой расположенный сзади четырёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и задний привод. Однако инженеры Porsche внесли в «сердце» своего авто ряд принципиальных изменений: изменили конструкцию головок цилиндров, распредвала и коленвала, впускных и выпускных коллекторов, а также внедрили двойные карбюраторы с тем расчётом, чтобы более чем вдвое превзойти мощность Beetle. В результате модель снискала успех: с 1948 по 1965 год. было продано более 76 тысяч экземпляров. До нашего времени, как считается, дожила примерно половина из указанного количества.

550 Spyder – первая гоночная машина Porsche. Она выпускалась в Штутгарте с 1953 по 1956 год довольно медленными темпами – с конвейера сошло около 90 этих «зажигалок», однако модель оказалась настолько влиятельной, что ныне входит в первую тройку самых популярных воспроизводимых реплик классических авто. И ведь действительно было что копировать: 4-цилиндровый 1,5-литровый мотор выдавал мощность в 110 лошадиных сил и был способен разогнать 550 до 220 км/час. 

 

Эта модель отличалась низкой посадкой: известен случай, когда и ныне здравствующая легенда автоспорта Ганс Херманн проехал на ней под закрытым шлагбаумом (это не было безумием или бравадой: просто пилот понял, что затормозить перед препятствием он не успеет). Также 550 известна с трагической стороны: именно на ней разбился американский актёр и преданный поклонник гонок Джеймс Дин.

Porsche-550-Spyder.jpg
Porsche 550 Spyder

Porsche Carrera GTS – таково официальное название модели 904, первой в истории Porsche, построенной из стекловолокна. Не имевшая опыта работы с пластиком, компания доверила изготовление кузовов производителю самолётов Heinkel, но техническую часть, понятно, оставила за собой. Усовершенствованный четырёхцилиндровый движок, взятый от 356, в дорожной версии вмещал 155 «лошадок» и разгонял 904 до 250 км/час. Вообще, модель изначально планировалось выпускать в штучном режиме, исключительно для гонок, однако публика настолько заинтересовалась 904, что компании пришлось пойти покупателям навстречу: в 1964–1965 годах с конвейера сошло сто экземпляров.

597 Jagdwagen – одна из нетипичных для Porsche моделей, её первый внедорожник, даже можно сказать точнее – её первый «уазик». Jagdwagen, в переводе «автомобиль для охоты», появился на свет из-за того, что компания решила поучаствовать в тендере на поставку своей техники бундесверу. Однако армия испугалась дороговизны предложенной разработки и выбрала другого производителя. А ведь технические характеристики у 597 были на высоте: максимальная скорость в 100 км/час, короткая, всего два метра, колёсная база, способность покорять возвышения под уклоном в 65 градусов. Тем не менее проект был признан неудачным: с 1955 по 1958 год был построен лишь 71 экземпляр модели и в дальнейшем компания всерьёз о выпуске подобных авто не задумывалась – пока не пришло время Cayenne.

Porsche_597_1953_frontleft_2009-03-14_A.JPG
Porsche 597 Jagdwagen

Впрочем, история Porsche продолжается. И предложенный список редких и интересных автомобилей наверняка будет пополнен. 

Текст: Всеволод Истомин

Комментарии