Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Самый некрасивый автомобиль в мире. История популярности Citroen 2CV

Жак Вольгензингер бывший директор рекламного бюро Citroen однажды сказал: «Индивидуальность модели Citroen 2CV заключается в отсутствии у неё всего – мощности, скорости, роскоши и агрессивности».

Немало найдётся на свете автомобилей, сравнимых с Citroen 2CV. Как только его не называли: «гадкий утёнок», «застеклённое кресло-качалка», «мой малыш» и даже «самый некрасивый автомобиль в мире»... Этот автомобиль стал неизменным героем французских кинокомедий – спутником неудачников и разинь, в одной из которых вообще развалился на части после столкновения с дорогим «Кадиллаком». Но, несмотря на такое, мягко говоря, пренебрежительное отношение, этот неказистый автомобиль с подчёркнуто примитивной внешностью побил многие рекорды популярности, продержавшись на конвейере более 40 лет, разойдясь по миру в тираже более 6 миллионов единиц — больше, чем такие легендарные модели, как Ford Т или FIАТ 500.

Citroën_2CV_1973.JPG
Citroen 2CV

Мысль о создании простого, надёжного, вместительного и дешёвого автомобиля посетила генерального директора фирмы Citroen Пьера-Жюля Буланже летом 1935 года пока стоял в дорожной пробке в Оверне, когда во время сельского праздника дорога была забита крестьянскими повозками и тележками мелких торговцев. Скучая в своём Citroen, Буланже задался вопросом: «Почему вокруг нет ни одного автомобиля? Почему фермеры и ремесленники чураются моторных экипажей и предпочитают лошадей и телеги?».

По приказу директора был проведен опрос. Выяснилось, что для фермеров и ремесленников автомобиль является непозволительной роскошью, к тому же они считают его большим, тяжёлым и ненадёжным. Среди недостатков назывались сложность управления, неудобство доставки продуктов на рынок и даже невозможность использования автомобиля для… сгона скота в стадо. Результаты исследования показали, что автомобиль для сельской местности должен быть надёжным, практичным, дешёвым и неприхотливым в эксплуатации. «Если в машину поставить корзинку с яйцами и проехать по вспаханному полю, ни одно яйцо не должно разбиться», - такое условие поставил Буланже перед конструкторами фирмы. По замыслу создателя, будущий Citroen должен был перевозить двух пассажиров и 50 кг картофеля со скорос¬тью не менее 50 км/ч, расходовать 3 л бензина на 100 км пути и стоить в три раза дешевле Citroen 7 – основной модели концерна того времени.

Главный инженер фирмы Морис Броли одобрил этот проект и присвоил ему обозначение Т. Р. V. (Toute Petit Voiture - очень маленький автомобиль). Юмористы из конструк¬торского бюро быстро переиначили название и окрестили автомобиль «Четыре колеса под одним зонтиком».

За выполнение поставленной задачи взялся талантливый инженер Анри Лефевр, а дизайном кузова занимался Фламинио Бертони. Первый экземпляр стал воплощением этого указания - шасси с открытым примитивным кузовом из холста на легком каркасе, с независимой торсионной подвеской, двухцилиндровым мотоциклетным двигателем BMW мощностью всего 8 л.с, приводившим передние колёса, плоской панелью капота и единственной фарой. Горизонтальные пружины передней и задней подвесок упирались в общий резиновый буфер, в результате чего одна пружина разгружала другую. На каждом колесе монтировали грузы — гасители колебаний. Гидравлические тормоза установили только на передних колесах, а на задних обошлись механическими с ручным приводом. Необычной была и форма кузова — двери с петлями рояльного типа (во всю длину двери) открывались навстречу друг другу. Складной брезентовый верх стал объектом многочисленных шуток. Так, некоторые острословы уверяли, что он нужен для того, чтобы сам господин Буланже, а он был высокого роста, мог сидеть в автомобиле, не снимая свой любимый цилиндр.

Автомобиль не имел электрического стартера, для запуска двигателя предназначался шкив с тросом, который требовалось резко дёрнуть. Когда Буланже увидел, как мучаются его секретарши, заводя мотор, он сжалился и разрешил заменить пресловутый барабан обычной заводной ручкой. Но сиденья, состоявшие из каркаса с натянутой на него мешковиной, приказал оставить. До середины 1938 г. было изготовлено 250 прототипов. Опытную модель решили представить на Парижском автосалоне осенью 1939 года, но начавшаяся война спутала все планы. Перед сдачей Парижа немцам Буланже приказал уничтожить все опытные образцы. Однако его указание не было выполнено: автомобили не порезали в металлолом, а спрятали, причём так надёжно, что найти их удалось только в конце минувшего столетия. В глубокой тайне Лефевр продолжал дорабатывать своё детище. По результатам проведённых испытаний было принято решение о замене водяного охлаждения двигателя на более простое воздушное и введении ставшей впоследствии знаменитой независимой подвески на четырех продольных рычагах с одной горизонтальной пружиной на каждую пару правых и левых рычагов. Автомобиль получил металлический кузов и гидравлические тормоза на всех колёсах.

Citroen2CV_prototype Toute Petit Voiture.JPG
Прототип Citroen 2CV - Toute Petit Voiture

Официальная презентация Citroen 2СV состоялась 6 октября 1948 г. на автосалоне в Париже и вызвала бурную реакцию специалистов и публики. Реакция была крайне противоречивой - от резкой критики до бурного восторга.

«До чего безобразный автомобиль!» — единодушно отозвались журналисты, не поскупившись на язвительные эпитеты.

«Никто и никогда не будет его покупать!» - заявили о новой модели торговые представители.

«Вы не забыли приложить открывалку к этой консервной банке?» - ехидно спрашивали богатые американцы.

А небогатые французские покупатели из сельских районов выстроились в очередь за новой дешёвой моделью. Если в 1949 году было изготовлено всего 876 автомобилей, то в 1954-м — уже 52 791. Секрет успеха прост: «самый некрасивый автомобиль в мире» оказался очень удобен в эксплуатации. Двигатель обладал весьма скромным аппетитом, что позволяло совершать дальние поездки без дозаправки. Оригинальная подвеска обеспечивала хорошую плавность езды, а регулируемый в широких пределах дорожный просвет оказался очень ценным для сельских жителей. В просторном салоне свободно помещались четыре пассажира. Передняя и задняя двери крепились на одной оси и широко раскрывались, позволяя загрузить в машину не только корзинку с яйцами, но и пару мешков с картошкой. А при снятых дверях и сиденьях Citroen 2СV превосходил по грузоподъёмности стандартную телегу. Французы назвали его «Де шво» (2CV - deux chevaux vapeur) - дословно «две лошади».

Главным достоинством «Де шво» стала простота – все узлы автомобиля состояли из минимума деталей, из конструкции были исключены быстроизнашивающиеся элементы. В результате получилась дешёвая, простая в эксплуатации и надёжная машина, так необходимая сельским автомобилистам.

В маленьком гадком утенке было меньше деталей, чем в Ford Т, и починить его мог любой сельский механик. Двухцилиндровый оппозитный мотор объемом всего 425 кубических сантиметров имел мощность 12 л.с. Алюминиевые головки цилиндров устанавливались без прокладок. Система смазки имела свои характерные особенности: сетчатый фильтр и масляный радиатор. Автомобиль имел четырехступенчатую синхронизированную коробку передач. Рычаг переключения располагался на передней панели и легко переключался одним пальцем. Оригинально была выполнена и подвеска. Передние и задние колеса крепились на продольных рычагах, а горизонтально расположенные пружины зажимались между рычагами одного борта. Благодаря этому, автомобиль не нуждался в стабилизаторах поперечной устойчивости, имел плавный ход и почти не кренился при поворотах. Оба моста регулировались независимо друг от друга, поэтому кузов машины мог иметь различные углы по отношению к горизонту. Вследствие этого фары были способны поворачиваться в вертикальной плоскости, иначе они бы очень плохо освещали дорогу.

1955_Citroen_2CV.jpg
Citroen 2CV

Покупатель до 1963 года мог выбрать автомобиль любого оттенка при условии, что этот цвет – серый. На «Две лошадиные силы» была установлена цена на 25% ниже чем у самого дешевого французского автомобиля того времени – Renault 4, что в конечном итоге сделало Citroen 2СV идеальным массовым автомобилем, и очередь на него сразу же растянулась на 6 (!) лет. За распределение дефицитного товара взялось министерство промышленности: 60% автомобилей решили отправлять на экспорт, 30% поступали в свободную продажу, а 10% предназначали «приоритетным пользователям». К ним отнесли фермеров, социальных работников, врачей, ремесленников, то есть тех, кому адресовал своё творение Буланже.

За долгую жизнь на конвейере Citroen 2СV неоднократно подвергался модернизации. В 1954 году он получил новый 425-кубовый двигатель. В 1963 году мощность повысили до 16,5 л. с., а в 1967-м появилась модель с двигателем объемом 602 кубических сантиметра и мощностью 28,5 л.с. Внешний вид автомобиля также претерпевал изменения: в 1954 году заменили решетку радиатора, в четыре года спустя вместо плоской задней стенки кузова установили крышку багажника. В 1960 году за задними дверями появились дополнительные боковые окна. Косметические изменения облика машины продолжались и в последующие годы.

Постепенно расширялся и выпуск модификаций Citroen 2СV. В 1951 году началось производство лёгких фургонов и пикапов грузоподъемностью 250 килограмм. Первые образцы с 375-кубовым мотором назывались 250К, а более поздние обозначались 2CV AZU. Автомобили получили лёгкие кузова с рифлеными боковинами и унаследовали от базовой модели самые оригинальные технические особенности: четырехступенчатая синхронизированная коробка без прямой передачи, несущее штампованное основание из листовой стали, независимая подвеска всех колес на продольных качающихся рычагах с гидроамортизаторами и горизонтальными пружинами, связанными с каждой парой рычагов левой или правой сторон. Автомобиль с грузом весил 750 килограмм, развивал максимальную скорость 78 км/ч и расходовал всего 5-6 литров топлива на 100 км.

2CV_AZU_-_Devant.JPG
Citroen 2CV AZU

В 1967 году появилась «Диана» с облагороженным кузовом, которую сама фирма охарактеризовала как «2СV в исполнении «люкс». В следующем году началось производство Citroen Mehari — внедорожника с пластиковым кузовом и агрегатами, полностью заимствованными от 2CV.

Citroën_Méhari_a_Formentera.JPG
Citroen 2CV Méhari

В 80-е года выпускали Citroen 2CV6 special с новой облицовкой радиатора и видоизмененными бамперами в модификациях «Чарльстон» и «Клуб» с прямоугольными фарами.

Citroën_2CV6_Club_–_Heckansicht,_10._Juli_2013,_Münster.jpg
Citroen 2CV6

Для Великобритании выпускали Citroen Bijou с новым трёхобъёмным кузовом купе. Попытка одеть «гадкого утёнка» в экстравагантный костюм в стиле Citroen DS не нашла понимания у покупателей, и за неполные два года удалось продать всего 212 машин.

Citroen_Bijou_reg_1961_602_cc.JPG
Citroen 2CV Bijou

Самой необычной модификацией «гадкого утёнка» стал представленный в марте 1958 года полноприводный Citroen 2CV 4x4 Sahara, предназначенная, в первую очередь, для африканского рынка. Проблема привода на задние колеса была решена просто и оригинально: вместо багажника в задней части кузова был установлен второй двигатель со своим сцеплением и четырехступенчатой коробкой передач. Каждый из моторов имел свой замок зажигания. Двигатели работали независимо друг от друга приводили в движение «свою» пару колёс. Внешне полноприводный автомобиль можно было узнать по запасному колесу, установленному на капоте, увеличенному дорожному просвету и вентиляционной решетке в крышке багажника. В обеих передних дверцах были сделаны отверстия для доступа к горловинам двух бензобаков, расположенных под передним сиденьем. Масса автомобиля в снаряженном состоянии достигала 735 килограмм. Два двухцилиндровых двигателя объемом 425 кубических сантиметров и суммарной мощностью 24 л.с. позволяли двигаться по шоссе с максимальной скоростью 100 км/час. Расход топлива при двух работающих двигателях составлял всего 9 литров на 100 км пробега. Автомобиль быстро завоевал популярность, и его производство продолжалось до 1966 года. Всего было выпущено 600 автомобилей Citroen 2CV Sahara.

2cvsahara.jpg
Citroen 2CV Sahara

За всю долгую историю Citroen 2СV неоднократно пытались исключить из линейки компании, но высокий спрос заставлял сохранить его выпуск. В 1980 году производство модели перенесли на бывший завод фирмы Clement-Bayard приобретенный Citroen еще в 1922 году. В 1984 году объявили об окончании производства «гадкого утёнка», но это повлекло за собой обратный результат – спрос на модель вновь возрос. Citroen 2СV выпускали в 15 странах, за 42 года было выпущено 6 905 105 этих непритязательных и столь популярных автомобилей.

Чему учит история Citroen 2СV? Видимо, тому, что внешняя безупречность и престижность марки не всегда служат гарантами успеха. Главной причиной превращения «гадкого утёнка» в белого лебедя за предельно короткий срок стала его приспособленность к потребностям небогатых покупателей, предпочитающих надёжность и неприхотливость внешнему лоску, для которых он был самым желанным, самым лучшим автомобилем на свете.    

Текст: Владимир Вараксин

Комментарии