Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Опередившие время. Топовые комплектации. Часть первая

Автопроизводители всегда из кожи вон лезли для того, чтобы заполучить себе лакомый кусок пирога под названием «Рынок».

Американцы в шестидесятых и семидесятых обновляли свой модельный ряд каждый год и предлагали огромный список разнообразных опций для повышения отдачи мотора, в то время как в Европе делали ставку на технологии и дизайн, достойный экспозиции в Лувре. Так или иначе, все те «навороты», которые давно воспринимаются нами как данность и доступны сейчас практически всем, в свое время были откровением для потребителя и конкурентным преимуществом для производителя. В этой статье мы познакомим вас с некоторыми примерами автомобилестроения, которые когда-то на многие годы обогнали свое время, дав небывалый по силе толчок мировому техническому прогрессу.

Duesenberg Model J

Находящийся на грани банкротства Duesenberg Inc. в 1927 году спас от разорения амбициозный миллионер Эррет Лобан Корд, владевший к тому моменту Auburn Automobile. Взяв бразды правления в свои руки, он сразу же выдвинул братьям Дюзенберг максимально четкую директиву «Создать самый лучший в мире автомобиль. И чем скорее, тем лучше». Корд хотел ни много ни мало утереть нос таким признанным грандам мирового автомобилестроения как Mercedes-Benz, Hispano-Suiza и Rolls-Royce, которые уже не первое десятилетие диктовали свои правила на рынке самых престижных автомобилей.

1930_Duesenberg_J.jpg
Duesenberg Model J

Фред и Август Дюзенберг обладали огромным инженерным потенциалом и справились со своей задачей как нельзя лучше меньше чем за два года. Уже в конце 1928 года Model J произвел настоящий фурор на автосалоне в Нью-Йорке. Посудите сами, рядный восьмицилиндровый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр выдавал сокрушительные по тем временам 265 л.с. в безнаддувной версии, что позволяло разгонять 2,5-тонную махину до шокирующих 192 км/ч. Такими показателями в конце тридцатых годов не мог похвастаться ни один дорожный автомобиль. Залогом потрясающей динамики был не только гениальный мотор, но и широкое применение деталей из алюминия. Из «крылатого» металла были выполнены бензобак, маховик, рулевая колонка, тормозные колодки и водяная помпа. Кроме того, в стандартную комплектацию входили гидравлические тормоза, впервые в истории внедренные на Duesenberg Model A несколькими годами ранее.

Примечательно то, что Model J не проектировался исключительно в угоду скорости, это был воистину один из самых роскошных представителей мирового автопрома. В отделке интерьера использовались абсолютно любые материалы вплоть до шелка, золота и редчайших пород дерева. Функциональность также была на недостижимом для конкурентов уровне, количество всевозможных датчиков выглядит внушительно даже по современным меркам. На приборной панели было все, начиная с секундомера, заканчивая индикатором, который напоминал водителю о необходимости долива масла в узлы подвески. Ну и согласно распространенной в первой половине ХХ века практике, к услугам клиента были лучшие кузовные ателье по обе стороны Атлантики, готовые с легкостью воплотить любой каприз за соответствующую плату.

Цена за полностью готовый автомобиль порой доходила до баснословных $ 25 000, что в 1929 году было эквивалентно стоимости пятидесяти Ford Model A. Естественно, подобную роскошь могли себе позволить единицы, но ведь лучший в мире автомобиль и не создавался для фермеров из Техаса и домохозяек с окраин Детройта.

Cord Model 810

В 1929 году уже знакомый нам Эррет Лобан Корд основал Cord Automobile. И в качестве основного конкурентного преимущества он выбрал инновации, многие из которых были настоящим технологическим прорывом, в то время как другие канули в лету, чтобы лишь спустя десятилетия покорить мировую общественность. В 1929 году увидел свет Cord L-29, ставший первым переднеприводным американским автомобилем. Всего было выпущено порядка 4 400 машин, пока Великая Депрессия не заставила знаменитого автомобильного магната прикрыть лавочку.

Cord_L-29.jpg
Cord L-29

Корд вернулся в игру в 1935 году с сенсационным Cord Model 810, который просто до отказа был напичкан техническими новшествами. Отсутствие кардана, позволило снизить клиренс в угоду аэродинамике, добавив при этом автомобилю стремительности, а независимая передняя подвеска и передний привод были гарантом недурственной для середины тридцатых годов управляемости. К сожалению, отказ от традиционной схемы с задними ведущими колесами был на тот момент не очень понятен клиенту, и передний привод в массовом сегменте так и пролежал на задворках истории до начала восьмидесятых.

Cord Model 810.JPG
Cord Model 810

Среди других нововведений стоит отметить скрытые дверные петли, откидывающийся в сторону лобового стекла капот (на большинстве моделей тех лет капот состоял из двух частей, открывающихся в стороны), стеклоочистители с варьирующимся темпом работы (Детройт тогда предлагал потребителям в основном «дворники» с ручным приводом) и полностью скрывающиеся в крыльях фары Stinson. Как мы помним, прятать головное освещение стало невероятно актуально только в конце шестидесятых во время Золотой эры американских масл-каров. Ну и двумя десятилетиями позже мода вернулась в виде фар-лягушек на различных суперкарах: от сравнительно бюджетных Chevrolet Corvette до умопомрачительных Ferrari и Lamborghini.

Несмотря на очевидные плюсы и относительную доступность, Model 810 появился слишком рано, публика была к этому просто не готова, и в 1937 году компания Cord Automobile прекратила свое существование. На этот раз окончательно.

Tucker 48 «Torpedo»

Престон Томас Такер – ярчайший пример человека, который сумел в железе воплотить свою мечту о самом лучшем автомобиле в мире. Талантливый инженер и гениальный маркетолог не побоялся пойти наперекор гигантам из Детройта и перевернул в середине ХХ века все представления о том, каким на самом деле должно было быть будущее мирового автопрома. Каким Такер видел идеальный автомобиль? – Комфортабельным, динамичным, безопасным и доступным. В своем первом интервью, имея на руках несколько листов с невнятными эскизами, он обещал разгон до сотни за 10 секунд и то, что стоимость его детища не превысит $ 2 500. И самое удивительное, что ему поверили как потенциальные покупатели, так и инвесторы.

Tucker48Torpedo.jpg
Tucker 48 «Torpedo»

На создание первого образца у команды Такера было всего два месяца. Работа над прототипом кипела 24 часа в сутки, многие неучтенные ранее технологические нюансы решались чуть ли не на коленке. Сказать, что к премьере Tucker 48 был откровенно сырым, ничего не сказать. В качестве некоторых элементов подвески служили деревянные бруски, мотор грохотал так, что на столах звенели бокалы, а коробка передач срабатывала в лучшем случае через раз. Несмотря ни на что, представление прошло успешно, и восторгам публики не было предела. Оставалось только исправить все недочеты, решить множество технических проблем и построить 50 автомобилей. Проблемы были решены, а список всех инноваций, воплощенных в одной машине, вызывает восторг даже сегодня.

Огромный шестицилиндровый двигатель объемом 9,65 литра впоследствии был заменен агрегатом Franklin O-335, который устанавливался на вертолеты Bell, а в качестве трансмиссии была применена бесступенчатая коробка передач, названная без лишней скромности Tuckermatic, крутящий момент от которой передавался колесам посредством двух гидротрансформаторов. Независимая подвеска всех четырех колес с использованием резиновых упругих элементов вместо привычных пружин и листовых рессор, гарантировала небывалую плавность хода и отличную управляемость.

Томас во всех своих публичных выступлениях отнюдь не стеснялся клеймить Большую Тройку в нежелании тратить бюджеты на повышение безопасности своих транспортных средств, и при проектировании сорок восьмого возвел этот показатель в абсолют, реализовав концепцию сминаемых при лобовом столкновении зон, перенеся двигатель в заднюю часть автомобиля. Кроме того Torpedo, как ее окрестила публика за футуристичный дизайн, был впервые в истории оборудован ремнями безопасности в базовой комплектации и специальными ударопрочными стеклами, вылетающими в случае аварии вместе с рамкой, в которую были вставлены.

Одной из основных отличительных черт Tucker 48 стала третья фара, установленная посреди фасада, которая, изменяла направление светового потока в зависимости от положения руля. Помимо этого на начальной стадии проектирования планировалась установка прямого впрыска топлива и самозаклеивающиеся при проколе покрышки, но в целях снижения издержек от этого решили отказаться. Просто вдумайтесь, ведь речь идет о середине прошлого столетия! Такер сдержал абсолютно все свои обещания: автомобиль получился невероятно технологичным, первую сотню он набирал за заявленные 10 секунд, а средний расход топлива составлял 9 литров на 100 километров. И стоило это чудо инженерной мысли вполне адекватные $ 2450.

800px-Tucker_Torpedo_(front).jpg
Tucker 48 «Torpedo»

Это была сенсация, это была настоящая революция в автомобилестроении. А, как известно из уроков истории, правящая верхушка очень не любит всякого рода бунты и предпочитает их подавлять на стадии зарождения. Гигантам из Детройта мероприятие Такера было как кость поперек горла, и, используя все возможные рычаги воздействия, начиная от сговора с поставщиками материалов и заканчивая бесконечными судебными исками с привлечением прессы, у боссов Большой Тройки все-таки получилось поставить крест на Tucker Corporation. Всего был выпущен 51 экземпляр этого удивительного автомобиля, который каждой своей деталью олицетворял технический прогресс.

Продолжение следует…

 

Текст: Андрей Кринкин

Комментарии