Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Интересные факты

Ретро-Минск 2015. Америка против Европы

В белорусской столице уже в восьмой раз прошел международный фестиваль классических и ретро-автомобилей. Мы отправились в Минск, чтобы не только увидеть все своими глазами, но и проследить эволюцию этого мероприятия, самого, пожалуй, крупного слета олдтаймеров на территории СНГ – и не пожалели.

Перекрытие центральных улиц Минска, огромная колонна почти из ста уникальных и просто редких автомобилей, толпы зрителей на обочинах, стоянки в знаковых для города местах, гости из Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины и России – так это выглядит в течение последних лет. А начиналось все в 2008-м, и вряд ли кто мог тогда предположить, что Беларусь сможет показать россиянам, как надо организовывать автомобильные фестивали, посвященные классической технике.

В пику "Автоэкзотике"

Волею случая автор этих строк оказался на первом Ретро-Минске. Александр Шурин, руководитель белорусского клуба "Автоамерика" (из названия ясно следует, любители каких именно машин объединились под его крылом) пригласил дружественный клуб из Москвы в Минск – не просто посмотреть город, но и принять участие в маленькой ретро-выставке. В путь двинулись порядка десяти экипажей. Сама экспозиция представляла собой небольшой пятачок, на котором расположились на удивление интересные авто, причем не только американская "классика". Сам Минск своей ухоженностью и чистотой тогда произвел куда более яркое впечатление, чем выставка – в конце концов, в Москве была "Автоэкзотика", еще не превратившаяся в соревнование "у кого громче выхлоп и больше сабвуфер", кроме того, активно развивалась тульская "Автострада".

Но это было только начало. Прошло еще несколько лет, и Ретро-Минск превратился в мероприятие международного масштаба. Участников становилось все больше, однодневный слет превратился в двухдневный, к делу подключилась минская администрация и милиция, а также ряд местных политических организаций. И вот уже машины выстраиваются в ряд у Дворца спорта почти в самом центре Минска, для перемещения колонны по городу перекрывается ряд крупнейших магистралей, а на второй день автомобили переезжают в "святую святых" - мемориальный комплекс "Линия Сталина".

Логично было предположить, что восьмой по счету Ретро-Минск побьет все рекорды прежних лет. Не побил, во многом неприятно удивил – но те, кто там был, вряд ли об этом пожалеют.

Сбор у Ратуши

Для начала – о том, как все выглядит. Ничего общего с выставкой в Сокольниках, мероприятие – событие общегородского, если не общегосударственного масштаба. Участники традиционно собираются в отеле, расположенном в нескольких километрах от минской кольцевой дороги. Утром в субботу они выстраиваются в колонну, после чего в сопровождении милицейских экипажей отправляются в центр города. В этот раз первая экспозиция была на площади Свободы – у минской Ратуши, месте, известном любому туристу, что когда-либо бывал в столице Беларуси. Вторая стоянка – у Дворца Республики, огромного монументального здания, которое, опять-таки, наверняка знакомо всем, кто хотя бы раз проезжал по центральной артерии города, проспекту Независимости. Третья – по традиции у Дворца спорта, недалеко от упомянутой выше Ратуши. И четвертая – на территории Музея военной техники, уже за МКАДом.

Официально к участию в Ретро-Минске допускаются машины старше 35 лет, исключения, как гласят правила мероприятия, делаются лишь для эксклюзивных и редких авто. Все экспонаты можно в буквальном смысле "потрогать руками" - это не выставка в Крокус-сити, где зрителям дозволено лишь смотреть, а вот "прикоснуться к прекрасному" – нет. Вход, естественно, бесплатный, ведь как такового его и нет, достаточно просто в нужное время оказаться в нужном месте.

И здесь мы плавно переходим к тому, каким же был восьмой Ретро-Минск, со всеми плюсами и минусами. Плюсы лежат на поверхности – это самое крупное в Беларуси мероприятие такого рода, в 2015-м собравшее более 90 автомобилей, и ничем подобным не может похвастаться ни один ретро-слет в России. К организации придраться сложно, а вот к составу участников – легко.

Вам Чарджер или 21-ю?

Как и раньше, абсолютное большинство экспонатов - американские и советские авто. И если классический Charger или Riviera в кузове boattail одним своим видом сшибают с ног (тем более что все машины комплектны, на ходу и без какого-либо "тюнинга"), то огромное количество 21-х Волг в колонне и на стоянках выглядит несколько странно. Сама по себе эта модель давно уже считается классикой, но к чему такое количество? Притом, что, например, старые Москвичи и Запорожцы были представлены в единичных экземплярах, полностью теряясь на фоне шестиметровых "американцев".

Кстати, об "американцах". В прошлые годы Ретро-Минск мог похвастаться тем, что это был действительно, без кавычек, международный слет, куда с удовольствием ехали гости из стран Прибалтики и Финляндии. А интереснейших машин там хватает. В этот раз финнов не было вовсе, а прибалтов-участников можно было сосчитать  по пальцам одной руки. Возможно, проблема в том, что после нашумевших дел с конфискацией белорусскими властями у иностранцев раритетных и эксклюзивных автомобилей из-за нарушений правил временного ввоза, они просто побаиваются – и не без причины – въезжать на территорию Беларуси на своих Линкольнах и Кадиллаках? Из россиян мероприятие проигнорировали владельцы классических траков – за них отдувались два "Субурбана" 80-х, а вот Таун Каров 1-й генерации оказалось сразу несколько, причем практически идентичных друг другу, вплоть до цвета.

Что приятно порадовало, так это большее чем раньше число "европейцев". К примеру, уже издалека натренированный глаз фиксировал стайку аристократичных "британцев" - в Ретро-Минске 2015 принял участие российский "Ягуар-клуб", представив несколько XJS и XJ третьей серии в изумительном состоянии. И тут же, рядом, для контраста, как совершенно чужеродный элемент – несколько Camaro и Firebird третьего поколения, машин интересных, красивых и харизматичных, но не имеющих никакого отношения к таким понятиям как "ретро" и "классика".

Аскону – за борт

"Фольксвагены-Жуки", парочка классических Т2 , одинокий "Трабант", отлично сохранившийся VW Karmann Ghia 74-го, несколько Ситроенов 2CV и DS 1972 года, BMW 501 55-го – на их фоне гигантом родом из начала 20-го века возвышался огромный Mercedes с латвийскими номерами. Заявлено, что год выпуска этой кареты на колесах – 1903-й. Но что за модель? И почему в салоне красуется АКПП с современным селектором между сиденьями? Оказывается, это всего лишь реплика, пусть и сделанная с душой – ее владелец из Риги потратил на стройку почти 10 лет. Автомобиль гарантированно собирал вокруг себя толпы людей, но остается открытым вопрос, имеют ли право участвовать в ретро-слетах репликары.

Впрочем, на этом странности отбора не заканчиваются. В регистрации было отказано всем 123-м Мерседесам кроме одного-единственного купе, но, как сказано выше, успешно прошли отбор Фаерберды и Камаро 3-го поколения. Почему получили отказ VW Derby и Opel Ascona 79-го, вполне понятно, но вместе с ними за бортом оказался и редчайший красавец-англичанин Rover того же года выпуска с V8 под капотом. При этом в ходе слета можно было полюбоваться на Buick LeSabre шестого поколения, а это машина конца 80-х! Вместе с ней отбор прошла Mitsuoka 1991-го и Ford Crown Victoria тех же лет, правда до Минска они так и не доехали.

Словом, вопросов и странностей много. Но лишь с позиции того, как понимает разницу между янгтаймерами и олдтаймерами, между просто "старыми авто" и "интересными старыми авто". Для зрителей, среди которых хватало и россиян, это был праздник, который они наверняка будут ждать и в следующем году. Вот бы только отбор экспонатов был более тщательным и больше соответствовал самой концепции мероприятия – тогда Ретро-Минску по-прежнему не будет равных на территории СНГ. И в 2016-м, и в 2020-м.

Игорь Яворский 

Комментарии