Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Легенды ралли. Часть третья

Легендарный раллийный гонщик Вальтер Рерль однажды сказал: «Гонщик должен быть смелым, но не должен забывать, что ничего не боятся только дураки».

В ралли многое зависит от экипажа. От того, как четко пилот управляет автомобилем, как точно диктует штурман, и как тщательно работают механики.

Porsche 911

Справиться с управлением Porsche – было не такой простой задачей, ошибок автомобиль не прощал. Несмотря на это, начиная с 1960 года наемные экипажи раз за разом штурмовали раллийные гонки. Пилоту Вику Элфорду удалось добраться до почетного 3-го места на финише лишь в 1967 году. Тогда наиболее успешной была 912-ая модель, оснащенная двигателем от Porsche 356 SC. Но появилась 911-ая модель, именно она стала чемпионом G3.

Porsche911.jpg
Porsche 911

Самая быстрая модификация 911-ой была оснащена 125-сильным двигателем. Вот только мотор, расположенный сзади, постоянно нуждался в воздушном охлаждении, он быстро перегревался, если автомобиль стоял без движения. У заднеприводного Porsche не было установлено особой подвески (инженеры решили не тратить на это много сил), поэтому пилотам приходилось несладко, да и как мы говорили выше, легким управлением автомобиль не отличался.

На счету у 911-ой победы в Ралли Швеции в 1968 году, Ралли Монте-Карло в 1969 и 1970 годах, а также чемпионский титул Международного чемпионата производителей (ICM) 1971 года.

В 1973 году на смену 911-ой пришла Carrera RS, а потом и 911 RS. Вот только после 1974 года особых подвигов у них было крайне мало.

Ford Escort

Быть первым всегда почетно, особенно когда до тебя никто не ступал на тернистый путь ралли. Так, первым автомобилем компании Ford, который там оказался, стал Escort.

Ford_Escort_RS1600.jpg
Ford Escort

На протяжении 30 лет, вплоть до 1998 года, сменяя одно поколение за другим, Escort боролся за право быть лучшим среди бесстрашных. Он создавался как маленький семейный автомобиль, а вот характер вышел боевой.

Автомобилю пришлось соперничать со своим же линейным братом GT70. Казалось бы, 2-местное купе, оснащенное 2-литровым 4-цилиндровым двигателем, имело все шансы на успех, но нет, Escort оказался более юрким и прочным.

За всю его раллийную историю было подготовлено немало двигателей: 1,6, 1,8, 2 и 2,3 литровые агрегаты. Мотор располагался спереди, а сам автомобиль был заднеприводным.

Первой настоящей проверкой на прочность стало соревнование World Cup of Rally (London to Mexico Race), которое прошло в 1970 году. Escort RS 1800 преодолел 25 750 км по дорогам Европы и Южной Америки. Это было не просто ралли, а марафон на выносливость, где добраться до финиша удалось немногим. Шутка ли, старт гонки был дан 19 апреля в Лондоне, а финиш - 27 мая в Мехико. Боевое крещение Escort прошел успешно.

Наиболее удачный период начался с 1979 года, когда 1,8-литровый Escort начал завоевывать первые места в Чемпионате мира по ралли. В дальнейшем именно Escort стал считаться одним из самых успешных автомобилей в истории ралли.

Datsun 510 и 240Z

Datsun 510 получил популярность еще до гонок. Все дело в рекламном ролике, где звучала музыка Вивальди, и не было сказано ни одного слова. На видео женщина ехала за рулем 510-го по опасной мокрой прибрежной дороге Калифорнии, то и дело проходя очередной поворот. Общественность была шокирована, почему не было произнесено ни слова? Но и без технических подробностей интерес к автомобилю вырос очень быстро. 510-ый оснащался двигателем L16, в базовую комплектацию входили покрышки Bias, виниловые коврики, открывающиеся задние окна, а в качестве опции – 4-ступенчатый «автомат», хотя, естественно, для ралли использовали «механику».

Dutsun 510.JPG
Dutsun 510

В 1969 году был организован спортивный отдел по участию в гонках, а также подразделение для поддержки гоночных команд Brock Racing Enterprise и Bob Sharp Racing. В том же году 510 стал приносить первые победы, а чуть позже удачно закрепился и в сериях SCCA Pro Rally.

Кроме модели 510 компания выпустила еще один спортивный автомобиль - Datsun 240Z. «Ferrari для бедных» – так его называли. Datsun 240Z появился в 1969 году. По данным американского журнала Sports Car International он занял второе место (между Ferrari Daytona и Lamborghini Countach) в топ-10 лучших спорткаров 70-х годов.

Dutsun 240 z.jpg
Dutsun 240Z

Этот японский автомобиль особенно полюбился американцам. Даже сейчас можно найти в продаже хорошо сохранившийся 240Z 1971 года выпуска с 6-цилиндровым двигателем мощностью 231 л. с., работающим в паре с 5-ступенчатой «механикой».

Первые гонки, состоявшиеся в 1971 году, начались не очень удачно. У дебютанта 240Z на скорости в 210 км/ч лопнуло колесо. На первый взгляд может показаться, что это провальный дебют, если бы не один факт: Джек Симонян на 240Z преследовал Porsche и вот-вот был готов обогнать его. У него были все шансы это сделать, но любое ралли, как известно, непредсказуемо.

Впрочем, в мае того же года Тони Фолл на Уэльском ралли, выступавший на 240Z, смог одержать победу. Затем в копилку добавилась победа Херрманна на Восточно-Африканском ралли Safari. Datsun не просто прорвался на американский рынок, но и отметился участием на американском ралли в 1972 и 1973 годах.

Ferrari 308 GTB

Это может удивить, но автомобили Ferrari тоже участвовали в ралли, более того – в свое время Энцо Феррари сам дал добро на создание раллийной программы. Началась эта забавная раллийная страница в истории Ferrari с того, что один известный своей неуемностью французский журналист Жан-Клод Андрюэ решил поделиться со своим другом (менеджером французского дилера Ferrari) опытом езды на ралли Tour de France 1972 года, где он лично управлял Ferrari Daytona. Даниэль Морин, тот самый менеджер, находясь под впечатлением от рассказа, поехал в Моранелло и все пересказал лично Энцо Феррари.

Ferrari_308_GTB.jpg
Ferrari 308 GTB

Первой и единственной успешной раллийной версией Ferrari стала модель 308 GTB, оснащенная 2,9-литровым двигателем V8. Первый же выезд стал победным. Возможно, все дело было в том, что соперники никак не могли поверить своим глазам и отвлекались от гонки, ведь рядом с ними на грязных дорогах мчалась Ferrari, не жалеющая подвески и юзом заходящая в повороты. Но эффект неожиданности прошел очень быстро.

Среди побед Ferrari можно отметить 1982 год – второе место на Tour de Corse, а также 1984 год, когда Антонио Занини получил титул чемпиона Испании.

Была и вторая модель, вышедшая значительно позже, Ferrari 208 GTO. Правда, сразу после запрета группы Б, Ferrari свернула свою раллийную программу, а 208 GTO поспешили спрятать от лишних глаз, сосредоточившись на кольцевых гонках.

Peugeot 205 T16

Переднеприводный 4-местный Peugeot 205 был взят основой для будущей легенды ралли. Компания Peugeot Talbot Sport была уверена в своих силах, и за два года инженеры подготовили совершенно новый раллийный автомобиль Peugeot 205 Turbo 16.

Peugeot205.jpg
Peugeot 205

Автомобиль был почти полностью переделан и сильно отличался от стандартной версии. Он получил 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом, расположенный сзади. «Турбочетверка» выдавала 350 лошадиных сил. 205 Turbo 16 стал полноприводным, в его основе лежало стальное шасси с пространственной рамой, а вес автомобиля составил всего 950 килограмм.

Автомобиль группы Б должен был составить конкуренцию Audi Quattro и Lancia 037. При воспоминании об этом автомобиле экс-чемпион мира Ари Ватанен рассказывает следующее: «Через два километра я остановил машину. Я был в шоке. Терри удивленно посмотрел на меня, и в его глазах я прочитал вполне определенное: «Неужели автомобиль действительно может ехать настолько быстро?»

Автомобиль начали испытывать в 1984 году, а в 1985 году он уже победил на ралли Monte-Carlo с отрывом от Audi на 5 минут и 17 секунд.

Peugeot ждала гонка вооружений, которая привела их к двум чемпионским титулам и к 16 выигранным этапам чемпионата мира за три года участия.


Благодаря духу соперничества, царящего на раллийных трассах, на свет появились многие технологии, которые и сегодня применяются в автомобилях, делая их быстрее, безопаснее и надежнее.

Текст: Ксения Турок

Комментарии