Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Итальянские гранды автодизайна. Часть первая. Pininfarina (Пининфарина)

Классическим автомобилистам хорошо известны ведущие итальянские дизайн-ателье: ItalDesign Giugiaro (ИталДизайн Джуджаро), Bertone (Бертоне) и, конечно, Pininfarina (Пининфарина). С последнего мы и начнем наше повествование об итальянских грандах автомобильного дизайна.

Когда на ClassicAutoClub был открыт блог, посвященный Fiat Spider Pininfarina, в редакции сайта сразу возникла идея начать цикл "Итальянские гранды автодизайна" с рассказа о дизайн-бюро Pininfarina.

Баттиста Фарина - основатель

Основатель фирмы Carrozzeria Pininfarina Баттиста Фарина, по прозванию "Пинин", родился в Турине в 1893 году. Современный прямой перевод для термина Carrozzeria (карроцерия) словарь определяет как "кузов". А когда-то так назывались каретные мастерские. Таким образом, это итальянское слово наилучшим образом определяет характер деятельности компании – кузовное ателье штучного, высококлассного уровня. А что касается прозвища, впоследствии ставшего частью знаменитого бренда, то по одним данным оно означает "младшенький" на одном из пьемонтских диалектов, по другим – является просто уменьшительно-ласкательной частью имени. В любом случае, указывало оно на то, что Баттиста был младшим в семье. А стал самым известным.

Один из старших братьев Фарина – Джованни, начинавший подмастерьем у кузовного мастера, открыл собственную мастерскую Stabilimenti Farina. И уже в 11 лет Пинин вместе с братьями начал работать в этой мастерской. Ему было всего 17 лет, когда младшего Баттиста пригласили на работу в конструкторское бюро Fiat. Там он принял участие в разработке кузова знаменитого Fiat Zero. Только перешагнув 20-летний рубеж, во время Первой мировой войны, Баттиста Фарина руководил разработкой тренировочного планера Aviatic, за что был отмечен военным министерством. Впрочем, главным делом его жизни оставались автомобили. Он продолжал работать на фирме брата, которую в 1928 году возглавил.

Fiat Zero_Wikipedia_X_X_1.jpg
Fiat Zero

До этого, в 1920 году Фарина посетил Мекку американской автопромышленности - Детройт. В ходе поездки в США, Баттиста получил предложение о работе от самого Генри Форда. Но все же вернулся в Турин, увозя с собой немалый багаж из впечатлений и новых знаний. Спустя десять лет, в 1930 г. Пинин покинул первое семейное предприятие, чтобы основать собственную компанию – ту самую Carrozzeria Pinin Farina (нынешнюю Pininfarina S.p.A.).

Кузовное ателье Pinin Farina

Одним из первых заказчиков Баттиста Фарина стал не последний в истории автомобилестроения человек - Винченцо Лянча (Lancia). Инженер, автогонщик, основатель одноименной компании и тоже пьемонтец. Пенин Фарина планировал начать мелкосерийное производство автомобильных кузовов, разработанных в его новом ателье. Это было неожиданное решение для рынка, где "эксклюзивность" никак не ассоциировалась с серийным производством. Изначально предприятие сотрудничало лишь с итальянскими производителями - Lancia, Fiat и Alfa Romeo (это было началом самого долгого партнерства). Но в начале 30-х годов XX века Фарина стал автором дизайна родстера Cadillac 452 V16. Впрочем, речь не шла тогда ни о какой серийности, - машину заказал индийский магараджа. Но лиха беда начало, и в 30-х годах в Carrozzeria Pinin Farina обращается с заказами Daimler Benz, а затем General Motors и Renault.

Стоит отметить, что слава ателье была связана не только непосредственно с Баттиста Фарина, но и с другими талантливыми автодизайнерами, как например Джованни Микелотти (Giovanni Michelotti), работавшего на Pinin Farina с 14 лет или Марио Ревелли де Бомонтом (Revelli de Bomont). Но именно Пинин сформулировал основные принципы автомобильного дизайна: кузов должен быть элегантным, удобным и обладать хорошими аэродинамическими свойствами. Этим принципам соответствовала и одна из ранних машин великого дизайнера - Lancia Astura Cabriolet (1937–1939). Модификации этой роскошной модели выполнили чуть ли не все тогдашние маститые кузовные мастерские. Моделей Pinin Farina было выпущено шесть экземпляров, один из которых попал в гараж Папы Римского, а другие разошлись по гаражам высокопоставленных приближенных Муссолини. В гараже самого дуче стояла Lancia Astura Ministeriale от Фарины. Вообще, перед войной компания Пинина развивалась стремительно. К 1939 году полтысячи сотрудников работали над проектами, а с начала деятельности было выпущено более 800 автомобилей.

Послевоенная Pininfarina

Во время Второй мировой войны, как и большинство итальянских автопредприятий, компания Фарины выполняла различные военные заказы. Но сразу по окончании войны, Пинин вернулся к гражданскому автомобилестроению. В 1946 году Пьеро Дузио – автогонщик и промышленник, основатель компании Cisitalia (Compagnia Industriale Sportiva Italiana) поручил Фарине разработку кузова спортивного купе Cisitalia 202. Представленная в 1947 году машина произвела настоящий фурор своими элегантными и в тоже время простыми формами, и принесла предприятию Пинин Фарина мировую славу. Cisitalia выставлена в постоянной экспозиции Музея Современного Искусства в Нью-Йорке, как автомобиль – символ дизайна своего времени. Кстати, в этой экспозиции есть и еще одна машина Фарины – прототип Ferrari Sigma, выпущенный компанией в 1969 году.

С конца сороковых годов Фарина все теснее сотрудничает с американскими компаниями. В 1952 году, Баттиста приехал в США для презентации обновленного Pininfarina автомобиля Nash Ambassador, а также рестайлингового Nash Healey, тоже созданного на его заводе в Турине. В 1958 году Фарина завершил строительство нового современного завода общей площадью 75 000 квадратных метров (впоследствии производственные площади расширились еще в полтора раза). В 1952 г. дизайн-бюро Фарины заключает специальное соглашение с Ferrari и начинает разработку кузовов для знаменитого бренда, традиционно сотрудничающего только с лучшими студиями Италии. Купе и кабриолет Ferrari 212 стали первыми и весьма удачными примерами совместной работы двух грандов. С 1955 г. начнется многолетнее сотрудничество дизайнеров  Pininfarina с брендами Cadillac и Peugeot. Дизайн целого ряда популярных французских моделей 50-х – 60-х годов XX века разработали в компании Фарины.

В 1961 году специальным парламентским указом Батиста Фарина получил разрешение сменить фамилию на Pininfarina. Вслед за основателем нынешнее название получило и его предприятие.

Серджио Пинифарина

В 1961 году Баттиста Пининфарина передал руководство компанией своему сыну Серджио. Cам великий автодизайнер всего пять лет наслаждался жизнью пенсионера-путешественника, он скончался в 1966 году. Между тем, Серджио Пининфарина не только сумел сохранить семейное дело в условиях бурного развития серийного автомобилестроения, но и принести бренду новую заслуженную славу.

В марте 1966 г. дизайнеры компании переехали в исследовательский центр площадью 17 000 метров. В новом здании полторы сотни специалистов могли проектировать и конструировать до 25 прототипов в год. Именно в этом здании были спроектированы Ferrari 365 Daytona, купе Fiat 130, Lancia Gamma berlina. А в 1980-е годы Ferrari Testarossa, модифицированная Alfa Romeo Spider, Cadillac Allante и многие другие известные образцы автомобильного дизайна XX века. На странице Pininfarina в русской Википедии есть большой, но вовсе не исчерпывающий список моделей разных лет, вышедших в свет с шильдиком Пининфарины.

В 1991 году в Детройте Серджио Пининфарина была присуждена премия Designer Lifetime Achievement Award, как лучшему автомобильному дизайнеру мира. А в сентябре 2005 года в знак признания особых заслуг Пининфарина перед страной, президент Италии назначил его пожизненным сенатором. Серджио руководил разработками компании долгих 40 лет, а после формального ухода в отставку, еще 10 лет оставался главным советчиком для разработчиков Pinifarina. До самой смерти в 2012 году.

В 2013 году Pininfarina и Ferrari объявили о выпуске лимитированной серии Ferrari Sergio – суперкара, разработанного в память о Серджио Пининфарина. И это стало одним из символов того, что марка, основанная великими отцом и сыном, жива и продолжает быть в авангарде мирового автомобильного дизайна.

pininfarina_today.jpg

Константин Дьяков

Комментарии