Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Интересные факты

Спорные решения. Или технологии, которые не прижились

Многие инновации пошли в серию лишь спустя десятилетия после их появления. Одни из них сейчас являются неотъемлемой частью современных транспортных средств, а другие остались на задворках истории.

Мы уже рассказывали вам об автомобилях, которые были настоящим технологическим прорывом для своего времени. Но сегодня речь пойдет о самых ярких на наш взгляд попытках автопроизводителей привлечь покупателей с помощью внедрения новаторских решений, которые в будущем так и не прижились.

1. Вакуумная пепельница. Chevrolet Bel Air. 1955 год

Полноценная пепельница в современном автомобиле сегодня является скорее исключением, нежели правилом, однако, в середине прошлого столетия отношение к курильщикам было принципиально иным. Именно для любителей покурить за рулем компания Chevrolet за 13 долларов предлагала эту опцию. Суть заключалась в том, что пепел и окурки из выдвижной пепельницы через специальную трубку при помощи вакуумной вытяжки попадали в мусоросборник, расположенный под приборной панелью. Изобретение показалось водителям весьма сомнительным, потому что удалять мусор из машины все равно приходилось своими руками. А переплачивать за возможность избавляться от окурков раз в неделю, а не в конце каждой поездки, готовы были далеко не все.

1.jpg
Хромированная вакуумная пепельница и резервуар под приборной панелью в Chevrolet Bel Air

2. Двухрежимная коробка передач. Pontiac GTO. 1969 год

Отношение к женщинам в былые годы сильно отличалось от современного. Гендерное равноправие в США на стыке 60-х и 70-х годов заботило общественность немногим больше, нежели расход топлива и экологические нормы. Именно тогда фирма Hurst создала механизм управления трансмиссией с двумя режимами: «Для него» и «Для нее». «Мужской» режим активировался при помощи ключа и позволял принудительно переключать передачи, в то время как в «женском» селектор автомата перемещался в прорези среди известных положений: P, N, D, S, L, R. Подобная опция была рассчитана на энтузиастов и ставилась, как правило, на самые мощные версии масл-каров. Впоследствии автоматические коробки передач с ручным режимом никуда не исчезли и совершенствовались из года в год, а вот ключ для настоящего мужчины стал частью истории как одно из самых сексистских изобретений в автопроме прошлого.

2.jpg
Иллюстрация к двухрежимной коробке передач

3. Проигрыватель виниловых пластинок. Chrysler Imperial. 1956 год

Появление первого радиоприемника в автомобиле было обусловлено вполне объяснимым желанием слушать музыку везде, в том числе и за рулем. Однако изобретение первого музыкального носителя позволило меломанам слушать именно то, что нравится им, а не диджею на радио. Именно от этого и отталкивались инженеры Chrysler в 1956 году. Технологии тех лет позволяли создать сравнительно портативный аксессуар для этих целей, и это было сродни революции в автопроме. Проигрыватель пластинок размещался под приборной панелью и был сконструирован по специальной технологии, которая обеспечивала поглощение вибраций. Так или иначе, опция била по карману покупателей и предлагалась к установке исключительно на новые автомобили без пробега. Кроме того, система требовала использование специальных пластинок, отличавшихся от тех, что продавались в обычных магазинах для домашнего прослушивания. На следующий год от этой затеи отказались, и лишь появление аудиокассет сделало прослушивание музыки с носителя доступным без всяких оговорок.

3.jpg
Проигрыватель виниловых пластинок в Chrysler Imperial

4. Управление трансмиссией на рулевом колесе. Edsel Ranger. 1958 год

Сейчас кнопками на руле, которые отвечают за множество функций: от управления стереосистемой до изменения настроек подвески, никого не удивишь, но в 1958 году кроме клаксона там нажимать было не на что. Больше всех, кажется, это не устраивало инженеров и дизайнеров из Edsel, который являлся одним из дивизионов концерна Ford. Сама идея заменить привычную «кочергу» на рулевой колонке на кнопки была не нова, и двумя годами ранее уже вовсю предлагалась покупателям корпорацией Chrysler. Но конструкторы Edsel пошли дальше и изобрели систему Teletouch. Режимы автоматической коробки передач переключались при помощи набора кнопок, которые размещались на ступице рулевого колеса. Такая схема, по мнению создателей, должна была позволить водителю управлять трансмиссией, не отрывая рук от руля, что, учитывая местоположение кнопок, кажется довольно абсурдным. Помимо сомнительной функциональности Teletouch обладала рядом технологических недостатков: сервопривод, отвечающий за смену режимов коробки, располагался под днищем автомобиля, что приводило к частым поломкам из-за воздействия пыли и грязи, а сами переключения были возможны только при положении рулевого колеса «на 12 часов». Впоследствии эта опция была признана попросту небезопасной, да и подразделение Edsel вскоре кануло в Лету. Возможность переключения передач, не снимая рук с обода руля, стала реальностью лишь в середине 90-х, когда секвентальные КПП перекочевали из автоспорта в серийное производство.

4.jpg
Кнопки управления трансмиссией на рулевом колесе Edsel Ranger

5. Замки на колесных гайках. Porsche 959. 1983 год

Мы уже рассказывали весьма подробно об этом уникальном автомобиле, который, несмотря на свою нерентабельность, стал обширным полигоном для обкатки новейших для своего времени технологий, и принципиально был откровением в сегменте суперкаров. Большинство инноваций, которые впервые серийно увидели свет в Porsche 959, в дальнейшем оказались весьма востребованными далеко за пределами конструкторского отдела компании из Цуффенхаузена. Но сейчас не об этом. Колеса на 959 крепились к ступице одной гайкой, которая блокировалась цилиндрическим замком. То есть перед тем как снять колесо, необходимо было повернуть ключ и тем самым разомкнуть стопор. Решение сложно назвать иррациональным, но ставшие позже популярными «секретки» были и дешевле в производстве и надежнее. Ко всему прочему, спрос среди воров на колеса от автомобиля, который был выпущен столь мизерным тиражом, просто отсутствовал.

5.jpg
Ключ в цилиндрическом замке на колесе Porsche 959

6. Двери, сдвигающиеся в пороги. BMW Z1. 1988 год

Автомобильные двери, пожалуй, всегда являлись любимым полем для различного рода дизайнерских экспериментов. И если «ламбо-двери», как и «крыло чайки», в современном мире прижились в контексте дорогих супер-каров и различных тюнинг-проектов, то сдвижные схемы постигла менее счастливая участь. На Z1 конструкция кузова позволяла дверям на манер боковых стекол полностью скрываться в пороге автомобиля при помощи сервоприводов. Звучит весьма заманчиво, тем более что мы говорим о небольшом родстере, где стиль подчас важнее функциональности. Но тем не менее подобное решение нашло свое применение лишь на этой модели. Двери скрывались в порогах полностью, то есть высота порога была сопоставима с высотой двери, а это делало процесс посадки-высадки крайне дискомфортным мероприятием, особенно для людей невысокого роста. Модель продержалась на конвейере четыре года, и после прекращения ее производства в BMW про подобные изыскания забыли навсегда.

6.jpg
Двери, сдвигающиеся в пороги на BMW Z1

7. Автоматические фары. Cadillac Coupe De Ville. 1960 год

Во все времена инженеры, проектирующие автомобили класса люкс, старались по максимуму переложить обязанности водителя на бортовые системы транспортного средства. И если сегодня компьютеры научились парковаться без участия водителя, то автоматические фары в 1960 году были настоящим откровением. Конструкторы General Motors разработали в начале второй половины ХХ века систему Twilight Sentinel, представляющую собой светочувствительный элемент, который в зависимости от времени суток отвечал за включение/выключение головного света. Кроме того, Twilight Sentinel позволял установить таймер, включающий освещение в определенное время. Опция, безусловно, была передовой и весьма полезной, однако, как и все инновации из этого списка, не была идеальной. Так, например, система отказывалась корректно работать в условиях дождя или тумана, а также не гасила фары, если водитель включил их по собственному желанию. Несмотря на то, что новшество не пользовалось особым спросом среди покупателей, Twilight Sentinel работал в тандеме с функцией RainSense, которая автоматически включала свет при работающих «дворниках».

7.jpg
Те самые автоматические фары на Cadillac Coupe De Ville

8. Автоматический ремень безопасности. Volkswagen Beetle. 1973 год

Многие полагают, что эта технология появилась на автомобилях Honda в 80-х годах, однако данная разработка, не дошедшая до серийного производства, фактически принадлежит инженерам Volkswagen. Суть в том, что верхняя точка крепления ремня безопасности была подвижной и скользила по направляющему желобу над дверным проемом от центральной стойки к стойке лобового стекла. Как только водитель закрывал дверь и поворачивал ключ в замке зажигания, ремень возвращался в исходное положение. Инерционный механизм располагался на центральном туннеле между сидениями. Несмотря на то, что конструкция предполагала дугу, расположенную параллельно приборной панели и препятствующую «сползанию» водителя и пассажира под лямкой двухточечного ремня, саму схему признали небезопасной и чрезмерно затратной. Другие производители позже пытались решить проблему безопасности дополнительным поясным ремнем, который застегивался вручную, но такой подход сводил на нет и так неочевидные плюсы автоматического ремня.

8.jpg
Иллюстрация к автоматическим ремням безопасности на Volkswagen Beetle


Так или иначе, многие идеи описанных выше технологий получили свое дальнейшее развитие. Сегодняшние опции сильно отличаются от своих прародителей, но ведь в этом и есть суть прогресса, не так ли?

Текст: Андрей Кринкин

Комментарии