Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Mille Miglia. Тысяча миль превосходства

С появлением первых автомобилей между ними сразу появилась конкуренция. Производители соревновались, выясняя, чье творение лучше. А единственным измеримым критерием была скорость. Так появился автоспорт и гонки, которые и по сей день являются «мерилом» превосходства одного авто над другим.

Гонка Mille Miglia была организована Аймо Магги и Франко Маззотти как своего рода протест против того, что их родной город Брешия лишился Гарн-при Италии. Маршрутом они выбрали дороги общего пользования от Брешии до Рима и обратно. Длина дистанции оказалась равной 1600 км или 1000 миль, что и дало название гонке. Так как движение на время соревнования не перекрывалось, для гонщиков были сделаны специальные указатели в виде красной стрелы, что в дальнейшем стало символом Mille Miglia.

Первая Mille Miglia стартовала 26 марта 1927 года. В ней приняли участие 77 итальянских экипажей, из которых первыми, через 21 час 4 минуты 48 секунд после старта, финишную черту пересекли гонщики Минойя и Моранди на своем OM 665 Sport Superba. Автомобили марки OM, к слову, заняли в дебютной гонке все призовые места.

OM_Superba_665_1929_orange_vr_TCE.jpg
OM 665 Superba

Первое время в Mille Miglia безоговорочно доминировали итальянцы, но в 1931 году первое место удалось занять Рудольфу Карачиолла на своем Mercedes Benz SSK. Интересно, что у Рудольфа почти не было заводской поддержки, только одна команда механиков, которая перемещалась из города в город на поезде, срезая извилистые участки дороги, чтобы успеть к следующему пит-стопу.

1928_Mercedes-Benz_SSK_(replica).jpg
Реплика Mercedes Benz SSK

В 1938 году на Mille Miglia произошла авария в результате которой пострадало несколько зрителей, после чего Муссолини приостановил проведение гонки. Возобновилась она в 1940 году, но проходила уже по новому маршруту – 100-километровому кольцу, которое гонщики преодолевали 9 раз, что почти в два раза сократило первоначальную протяженность дистанции. В 1940 году в Mille Miglia впервые принял участие Энцо Феррари, выставив автомобиль Tipo 815, однако, первое место в тот год досталось немцам Хашке фон Ханштейну и Вальтеру Баумеру на BMW 328. Им удалось установить рекорд скорости в 166 км/ч.

Car_Musée_Enzo_Ferrari_0063.JPG
AAC Tipo 815

Гонка Mille Miglia продолжалась вплоть до 1957 года, когда в аварии в деревне Гуидицоллло погибло 13 человек: Альфонсо де Портаго, гонщик команды Феррари, его штурман Эдмунд Нельсон и 11 зрителей. Причиной аварии послужил взрыв колеса и команду обвинили в том, что они намеренно не сменили колеса, стараясь сэкономить время. До 1961 года Mille Miglia еще существовала в качестве небольшой раллийной гонки, но и она была закрыта.

В 1977 году гонка получила второе рождение, получив название Mille Miglia Storica, став гонкой раритетных автомобилей. К участию в ней допускались только машины, произведенные в эпоху оригинальной гонки, то есть, выпущенные до 1957 года. Правила были изменены в пользу безопасности - теперь гонщикам было необходимо соблюдать скоростной режим, что, соответственно, увеличило время проведения до нескольких дней.

Alfa Romeo 8C

Модель под названием 8С из года в год доминировала в гонках Mille Miglia. До начала Второй мировой войны “Альфа” в различных модификациях занимала первую строчку семь раз подряд. Автомобиль производился с 1931 по 1939 год.

1938_Alfa_Romeo_8C_2900_Mille_Miglia_34_2.jpg
Alfa Romeo 8C 2900

Цифра “8” в названии модели означает 8-цилиндровый двигатель. Отдельного внимания заслуживает модель 8C 2900, разработанная специально для гонок Mille Miglia. Как следует из названия, автомобиль оснащался 8-цилиндровым двигателем объемом 2,9 литра с двумя турбинами и спаренными карбюраторами Weber, который выдавал до 300 л.с. Шасси было взято с модели 8C 35, успешно выступавшей в гонках Гран-при. Модель показала себя очень хорошо, и в 1936 году на пьедестале Mille Miglia оказались сразу 3 автомобиля 8C 2900.

8C была снята с производства, но возродилась не так давно, в 2003 году итальянцы представили новый Alfa Romeo 8C Competizione, сначала в качестве концепт-кара, а затем, в 2007 году, уже как серийную модель.

Porsche Spyder 550

Porsche 550 был первым гоночным автомобилем немецкого концерна представленный на автосалоне в Париже, это произошло в 1953 году. Автомобиль оснащался 4-х цилиндровым оппозитным двигателем объемом 1,4 литра мощностью в 100 л.с. А за счет кузова из алюминиевых панелей, масса авто составляла всего 550 кг.

Porsche-550-spyder.jpg
Porsche 550 spyder

С Porsche 550 связана особенная история, произошедшая на одной из гонок Mille Miglia в 1954 году. В тот год за рулем находился Ганс Геррманн, которому удалось в последний момент обогнать скоростной поезд идущий в Рим. Porsche 550 был очень низким автомобилем, когда Геррманн подъезжал к переезду, шлагбаум уже был опущен, но гонщик решил не тормозить. Пригнувшись, они со штурманом проскочили под шлагбаумом перед самым носом поезда, но, даже несмотря на такой риск, первое место досталось не им.

В том же 1954 году Porsche 550 прекрасно показал себя на Нюрнбургринге, заняв 4 первых места, а в затем победил в классах 1,5 и 1,1 литра на гонке Ле-Ман. В дальнейшем автомобили Porsche становились еще успешнее и популярнее, но именно с 550-й модели началась увлекательная спортивная история немецкой компании.

Ferrari 166

166 модель Ferrari стала первым автомобилем класса гран туризмо в линейке производителя и удостоилась 6-й строчки в рейтинге самых красивых автомобилей Ferrari. Существовало несколько версий авто, но в рамках Mille Miglia наиболее интересной была модель 166 MM Barchetta (MM, собственно, расшифровывается как Mille Miglia), которая побеждала в гонке дважды - в 1948 и 1949 годах.

Ferrari_166MM_2.JPG
Ferrari 166 MM Barchetta

Автомобиль оснащался 12-цилиндровым двигателем объемом 2 литра и мощностью в 140 л.с. Для облегчения конструкции в машине отсутствовали двери, багажник, боковые стекла и крыша, тем самым вес удалось снизить до 400 кг.

В 1949 году Barchetta также победила на 24 часах Ле Мана и другой итальянской гонке - Targa Florio. Что примечательно, в победном экипаже Targa Florio был князь Игорь Николаевич Трубецкой, эмигрировавший во Францию после Октябрьской революции.

Lancia D24 Spider

1024px-Lancia_D24_-_Flickr_-_exfordy.jpg
Lancia D24

Alfa Romeo, Ferrari и Porsche были безоговорочными лидерами Mille Miglia, но в 1954 году удача улыбнулась итальянскому пилоту Альберто Аскари, который управлял моделью D24 Spider от Lancia. Эта победа стала единственной для Lancia на Mille Miglia и первой в европейских соревнованиях. Автомобиль был оснащен легкой трубчатой рамой и V-образной “шестеркой” объемом 3,2 литра. Мощность двигателя составляла 265 л.с., а максимальная скорость 260 км/ч. К сожалению, сейчас осталось только 2 такие машины, одна из них находится в частной коллекции, а вторая - в музее Lancia.

BMW 328

Mille Miglia за время своего существования пережила всего 3 немецких «интервенции», дважды на первое место поднимались автомобили марки Mercedes, SSK в 1931 году и 300 SLR в 1955-м. Однако, в 1940 году в гонке участвовал немецкий экипаж на BMW 328, которая к тому времени уже блеснула на Нюрнбургринге и в Ле-Мане. Обладая 6-цилиндровым рядным двигателем объемом 1,9 литра мощностью около 80 л.с. и при массе в 800 кг, автомобиль разгонялся до 150 км/ч и очень достойно управлялся, благодаря чему занял первое место.

BMW_328_spezial_vr.jpg
BMW 328

Что интересно, BMW 328 в 2004 году стал первым автомобилем, которому удалось выиграть на Mille Miglia дважды - оригинальную гонку в 1940 и Storica, в 2004 году.


Легендарная Mille Miglia проводится и по сей день, но уже больше в формате исторического ралли и шоу. Каждая гонка начинается с парада классических автомобилей, благодаря которому «Тысяча Миль» по праву заслужила титул «самой красивой дорожной гонки в мире».

Текст: Степан Гордиенко

Комментарии