Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Интересные факты

Свалка воскрешения. Там, где возвращаются к жизни классические «американцы»

​Джанкярд по-английски буквально означает "свалка", и, как правило, свалка эта – автомобильная. Кладбище отслуживших свое машин, стоящих на остовах без дверей и стекол, с навсегда застывшим взглядом помутневших фар и до сих пор сверкающим на солнце хромом – таких мест в США более чем достаточно. А в России – только одно. И московский джанкярд в корне отличается от своих американских аналогов. В Америке на свалку автомобили приезжают умирать. А в том месте, о котором мы хотим вам рассказать, все происходит с точностью до наоборот.

Когда приезжаешь на столичный джанкярд, временно расположившийся на территории военной части на северо-востоке Москвы, впечатления поначалу оказываются двойственными. С одной стороны, здесь действительно собрано огромное количество, более сотни интереснейших автореликтов, причем все они с госномерами и до сих пор стоят на учете, никаких «культурных ценностей»! С другой стороны, выглядит большинство из них ужасно. Покрытые пылью, ржавые или гнилые настолько, что проще, кажется, отправить некоторых из них под пресс, смахнув слезу сожаления и почтив минутой молчания героев золотого века американского автопрома.

Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Стоит переместиться с открытой площадки в ангар, и перед вами предстанет совершенно другая картина. Все те же уникальные экспонаты, только все – в целости и сохранности, большинство – восстановленные руками владельцев джанкярда, Андрея и Екатерины, посвятивших своему увлечению большую часть жизни.

Здесь классические «американцы» не умирают, здесь они обретают новую жизнь, для чего была организована мастерская, где жестянщики творят чудеса, по праву считаясь лучшими специалистами по восстановлению классических авто в московском регионе. Реставрация проходит не быстро, в год делается всего несколько машин – но этого уже достаточно, чтобы смотреть теперь на владельцев этой коллекции не с удивлением, а восхищением. Потому что вот, казалось бы, совершенно неподъемный экземпляр, от которого и осталась-то только груда ржавого металла. Ан нет, проходит несколько лет, и мы видим его на одной из столичных выставок. Как тот уникальный Plymouth Belvedere 1959 года, вызвавший немалый ажиотаж на "Олдтаймер-галерее" в 2014-м.

Про Никсона, «кулибиных» и черную икру

И первый же вопрос, который приходит в голову: а как все начиналось? Оказывается, банально – с увлечения Андрея классическими "американцами". Он заболел ими ребенком (кто не заболеет, увидев такие шедевры дизайна, да еще в Советском-то Союзе?), а в начале девяностых хороший друг подарил ему Chevrolet Camaro 1975 года. Она стала первой машиной Андрея, и именно на ней он учился водить. Потом появилась еще одна Камаро, 1978-го, и еще одна, 1979-го, вслед за ними Corvette ’72 и Cutlass ’67. Так было положено начало коллекции. С годами она разрасталась, а хранить все приходилось в гаражах в разных концах Москвы.

Когда машин стало около сорока, пришло время принять единственно верное решение и перевезти всех их в одно место, устроив своего рода музей под открытым небом. Так появился джанкярд в Куркино. К 2009 году там же начала свою работу мастерская, и кто знает, может быть, со временем именно этот район замкадной Москвы прославился бы тем, что там появился первый в стране автомузей с уникальными экспонатами – все из которых с советской историей, зачастую крайне интересной!

Взять хотя бы вот этот Ford Galaxy 1962 года. В начале 90-х он принадлежал таксисту, который днем работал на "Волге", а раритетный уже тогда Галакси хранил в гараже, буквально сдувая с него пылинки и изредка, в хорошую погоду, выкатывая его на улицу. Андрей долго уговаривал его продать машину, но случилось так, что в качестве продавца выступила уже вдова извозчика. И в память о нем Форд перекрасили в желтый цвет и нанесли "шашечки".

А вот рядом стоит Studebaker Champion третьего поколения, родом из 50-х. Что-то с ним не так, но что?  Не хватает "самолетного носа", конечно, вот в чем дело! Да и фары не те. Оказывается, этот Студебекер был полностью переделан его владельцем, который заменил заднюю и переднюю часть автомобиля, хорошенько повозился с электрикой, сменил оптику (на фарах даже есть щетки, и они – фары – поворачиваются вместе с ходом руля!). Теперь, внимание, главный момент: все это делалось обычным советским человеком в семидесятых годах. Как?! Самое печальное, что столь дивный кастом-проект made in USSR (назвать проделанную работу «колхозом» язык не поворачивается) мог запросто сгинуть в металлоломе – автомобиль обнаружили случайно в ходе сноса старых гаражей в Петербурге.

Любопытная история связана и со стоящим рядом Кадиллаком. Это удлиненный Fleetwood 1976 года. Говорят, его в СССР привез лично Никсон на грузовом самолете, оставил здесь, а обратно набрал ровно столько же черной икры, сколько весил Кэдди. Анекдот или нет – того мы никогда не узнаем.

И если вы думаете, что все эти машины стоят мертвым грузом, потеряв главное в их жизни – способность к передвижению, то сильно ошибаетесь. Они регулярно принимают участие в выставках – и проехать, например, 700 километров своим ходом, чтобы покрасоваться на экспозиции «Ретро-Минска» в Беларуси для большинства из них не проблема. Проблема – в другом…

Куда приводят мечты

Так что же в результате случилось в Куркино? А ничего сверхъестественного: просто собственник продал землю. Новые владельцы тут же потребовали очистить территорию от "хлама". И пришлось переезжать. Об этом Андрей и Екатерина говорят с болью в голосе. Сначала было Зайцево в Одинцовском районе, потом – Рублево и Лобня, теперь – вот эта военная часть. Но увы, и она – не последнее место. А теперь представьте, каково это – в сжатые сроки перевезти более ста автомобилей, большая часть из которых не на ходу?

DSC03519.jpg
Ford Customline '54

Владельцы джанкярда много раз обращались в самые разные районные администрации с просьбой выделить им землю под музей. Но ведь классические автомобили – не торговый центр… В результате Андрей сделал ход конем – и выкупил землю сам, на личные средства. Где – пока не говорит. Но обещает, что сделает все возможное, чтобы там со временем начал функционировать выставочный комплекс полного цикла, куда можно было бы приехать с семьей на весь день. И понятное дело, машины будут стоять уже не в пыли и не в разнобой.

Но интересно ли будет людям туда ездить? Чиновникам – нет, а вот людям – да, уверены владельцы коллекции. И в пример приводят прошлогоднюю историю: в декабре 2014-го они решили организовать экскурсию по джанкярду, причем платную! Билет стоил 300 рублей. Объявление Екатерина вывесила в соцсетях за неделю до мероприятия – и все места были выкуплены за полчаса.

Остается только пожелать Андрею и его супруге удачи в начинаниях. Эти двое очень похожи на детей, немного наивных мечтателей. Дай бог, чтобы их мечты сбылись – потому что таких энтузиастов как они и таких джанкярдов в России очень не хватает.

Игорь Яворский

Комментарии