Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Итальянские гранды автодизайна. Часть вторая. Italdesign (Италдизайн)

Продолжая наш цикл статей, посвященных итальянскому автомобильному дизайну, невозможно обойтись без упоминания Джорджетто Джуджаро. Человека, «рисовавшего» самые разные машины, многие из которых навеки остались в истории: от Lotus Esprit до Volkswagen Golf.

Джуджаро, родившегося, также как и Баттиста Фарина, в Турине, можно назвать потомственным художником и дизайнером – он пошел по стопам отца и деда, которые зарабатывали на жизнь тем, что расписывали церкви и дома. Уже в 14 лет юный Джорджетто поступает на курсы дизайна одежды и иллюстрации в Туринской Академии изящных искусств. При этом, как подобает каждому промышленному дизайнеру, он обучается и инженерному делу. Это достаточно важный момент, ведь впоследствии сам Джуджаро не раз говорил, что настоящим автохудожником может стать лишь тот, кто хорошо знаком с техникой.

Ferrari 250 GT SWB Bertone

Первым местом его работы стал Центр стиля бренда FIAT, в который его затащил Данте Джакоза, тогдашний глава центра и автор FIAT 500 Topolino. Несмотря на то, что молодой художник не планировал карьеру автомобильного дизайнера, у него это стало получаться на удивление хорошо, и через пару лет работы на FIAT под свое крыло юношу позвал Нуччио Бертоне.

И вот тогда молодой талант Джуджаро начал раскрываться все ярче. В 1961 году из под его пера вышли серийный флагманский Alfa Romeo 2600 Sprint, Iso Rivolta IR 300, дебютный спорткар почившей ныне британской марки Gordon-Keeble и прекрасный Ferrari 250 GT SWB Bertone. В начале 1960-х годов Mazda, не желая прогадать со своей Familia, обратилась за помощью к ателье Bertone, а результатом сотрудничества стал выпуск более 400 тысяч автомобилей, дизайн которых спроектировал Джорджетто Джуджаро.

От отца к сыну

Одним из ярчайших проектов дизайнера в середине 1960-х стал особенный Mustang-«призрак». Сегодня судьба этого прототипа неизвестна, но ровно 50 лет назад на автосалоне в Нью-Йорке компания Ford представила совместный проект с Bertone, который приковал взгляды публики и стал безусловным «шоустоппером». От оригинального Мустанга не осталось ни единой кузовной детали – он был полностью переделан, хотя визуально было ясно, что это тот же самый Мустанг. Джуджаро смог соединить в облике пони-кара американскую силу и грубость с итальянским изяществом и грациозностью.

Боковые стойки автомобиля стали на порядок тоньше – оригинальная черта большинства проектов того времени ателье Bertone. Благодаря этому автомобиль стал смотреться гораздо легче, но силуэт его по-прежнему внушал благоговейный трепет. Интерьер был полностью переделан, посадочная формула изменена на 2+2, подчеркивая спортивность модели. Mustang позднее станет знаковой моделью для семьи Джорджетто Джуджаро – его сын Фабрицио спроектировал свою версию этого купе, которая была выставлена на шоу в Лос-Анджелесе в 2006 году.

Несмотря на яркий старт карьеры в известном ателье, Джуджаро хотел большего. В 1966 году он начинает работу с ателье Ghia, которое конкурировало с Bertone. Основным полем деятельности фирмы были концепты и суперкары, хотя без серийных автомобилей и здесь не обходились – жить на что-то все же надо.

Этот короткий двухлетний период нельзя назвать особенно плодовитым для нашего героя, но все же он создает нечто, что во многом определило его будущий стиль – De Tomaso Mangusta. К слову, из Bertone Джуджаро ушел со скандалом, оставив там незавершенный проект для Lamborghini, который позднее завершит его коллега и конкурент Марчело Гандини. Этим проектом был суперкар Miura, и многие журналисты отметили его сходство с Mangusta.

Скандинавский вирус

В 1968 году Джорджетто Джуджаро вместе со своими друзьями и партнерами Альдо Мантовани и Лучано Бозио создают собственное ателье с громким и говорящим названием Italdesign. Как и любое уважающее себя кузовное ателье из Италии, они решили принять участие в Туринском автосалоне. И все бы хорошо, но до старта мероприятия оставалось не больше 40 дней.

Сжатые сроки не помешали амбициозной компании реализовать проект по превращению Bizzarini P538 в новый концепт-кар. Прототип получил название Manta и был реализован в единственном экземпляре. Особенностью модели стало экспериментальное ветровое стекло, угол наклона которого составил всего 15 градусов, что резко снижало видимость. Чтобы хоть как-то увеличить обзор, в покатом капоте машины с 5,3-литровым мотором от Corvette были сделаны три щели-бойницы. Такое дизайнерское решение не могло не привлечь внимание публики. После нескольких лет, проведенных в Швеции, автомобиль был отреставрирован и приведен в коллекционное состояние для участия в ретро-выставках и пробегах. Сегодня он находится на территории США.

К началу 1970-х годов компания Italdesign зарекомендовала себя в качестве успешного дизайнерского ателье полного цикла. То есть предприятие обладало всем необходимым для серийного производства оборудованием. Заказы полились рекой, услугами компании заинтересовались многие массовые производители, среди которых были Suzuki, Toyota, Mitsubishi и некоторые другие. Для компании Volkswagen Джуджаро создал образ и дизайн двух автомобилей, один из которых стал иконой, а другой – основателем нового класса, названного в честь этой модели. Речь идет о Scirocco и первом поколении Golf.

Стиль обоих автомобилей выдавал стремление Джуджаро постепенно отказаться от излишеств. Его дизайн эволюционировал, развиваясь в некую смесь итальянской выразительности и эмоциональности, которая граничила с истинно северными, скандинавскими мотивами. Скандинавский дизайн, как известно, не слишком богат на изящные формы, он холоден, прагматичен и максимально функционален. И именно функциональность стала краеугольным камнем следующей ступени развития амбициозного итальянца.

BMW M1, Ford Mustang Bertone, Alfa Romeo New York Taxi, ItalDesign Capsula

Квадраты, грани и коробки

Предвестником нового стиля Джуджаро был Lotus Esprit, будто сложенный из листов бумаги. Концепт суперкара, представленный в 1972 году, приковывал к себе восхищенные взгляды на автосалоне в Турине и стал одним из первых образцов фирменного граненого стиля Джорджетто и его Italdesign. Плакат с изображением Esprit висел, наверное, в комнате любого подростка, увлекавшегося автомобилями. Но это был всего лишь суперкар – что-то заоблачное, далекое от повседневности и совершенно непрактичное. Джуджаро же гнался за максимальной утилитарностью промышленного дизайна. Golf и Scirocco были уже потом, двумя годами позднее, и именно они стали частью эксперимента по созданию красивой, удобной, функциональной «коробки на колесах».

В 1976 году на конкурсе по созданию нового городского такси Нью-Йорка Italdesign привезли действительно коробчонку на колесах – Alfa Romeo New York Taxi. Лишенный абсолютно всякого намека на аэродинамику, этот автомобиль смотрелся настолько же безумно, насколько гениально.

Однако на этом эксперименты с гранями не были окончены. Компании BMW и Lamborghini планировали в конце 1970-х годов выпустить совместное творение – среднемоторный суперкар. Дизайн был поручен как раз Джорджетто Джуджаро и его ателье. На выходе получился BMW M1, а Lamborghini так и не смогли принять участия в проекте. М1 стал единственной серийной моделью BMW со среднемоторной компоновкой. Да и серия вышла совсем небольшой – всего 453 автомобиля. К слову, в эту же когорту «бумажных» авто можно отнести автомобиль из культовой трилогии «Назад в будущее» и одновременно коммерческий провал века – DeLorean DMC-12.

По накатанной…

Но на граненых острых формах Джуджаро не зацикливался. Он прекрасно понимал, что у его утилитарных прототипов и концептов есть один существенный недостаток – низкая аэродинамика. И поэтому начал экспериментировать с более плавными линиями. Концепт Italdesign M8 показал миру другого Джуджаро, другой его взгляд на то, каким должен быть современный автомобиль. Серийно эксперимент воплотился в японском хетчбэке Isuzu Piazza, который слегка напоминал Golf.

Вообще, итальянского мастера не будет зазорным упрекнуть в самоцитировании. Образ немецкого бестселлера Golf Джуджаро эксплуатировал по полной программе. Польский FSO Polonez и старина Yugo компании Zastava внешне напоминали тот же самый Golf, но в более простецком, бюджетном исполнении. Помог итальянец и корейскому автопрому – первый массовый южнокорейский автомобиль Hyundai Pony также унаследовал образ «Гольфа».

В 1982 году на свет появился концепт Capsula с автобусной компоновкой, за счет чего достигался феноменальный уровень функциональности. Платформа автомобиля давала широчайшие возможности по дальнейшему развитию его конструкции. По сути, на такое основание можно было «посадить» любой кузов. Идеи, воплощенные в Capsula, использовались в серийных и коммерчески вполне успешных Renault 19 и Lexus GS 300.

После этого периода в творчестве Джуджаро наметился перелом. Он стал более внимательно относиться к пластичности и грациозности автомобиля. Из ателье Italdesign все чаще выезжали автомобили с покатыми, округлыми формами, напоминающие то пузыри, то капли. В 1990-е годы последовал не слишком удачный период работы над возрожденной маркой Bugatti, для которой Джуджаро чуть ли не лично нарисовал несколько образов нового седана и купе. Однако руководство марки сочло, что они немного «не из той оперы». Да и без вмешательства Марчело Гандини, с которым Джорджетто не особенно дружит еще со времен совместной работы в Bertone, не обошлось.

Главное правило Джорджетто

Italdesign Structura

Несмотря на заигрывания с миром сверхдорогих машин, Джуджаро не забывал о своей главной идее – автомобиля для человека и вокруг человека. В 1998 году Italdesign решили отметить свое 30-летие выпуском самостоятельного проекта под названием Structura. Прототип едва ли поддается описанию и совершенно не вписывается в рамки какого-то определенного класса. Это был полноразмерный пятиместный автомобиль внушительных габаритов. Ровный пол создавал исключительно комфортные условия для пассажиров, сзади вольготно могли разместиться три пассажира (а не два, как обычно в седанах, где третий – всегда лишний). В целях безопасности задние двери открывались, только если уже были открыты передние. Стекла не опускались вовсе – зачем это в современном высокотехнологичном мире, решили в Italdesign. Под капотом у этого гигантского ситикара, похожего на увеличенную в миллион раз каплю, находился, ни много ни мало, 5,6-литровый 12-цилиндровый двигатель мощностью 420 л.с.

Сегодня Italdesign во главе со своим бессменным лидером занимается проектами в самых разных областях промышленного дизайна: от фотоаппаратов Nikon и часов Seiko до современных интерьеров кухонь и проектов поездов для метрополитенов различных городов. Расширение сфер деятельности до таких масштабов и применение концептов на практике возможно лишь при понимании, что любой самый высокотехнологичный прототип невозможен без человека. Весь промышленный дизайн должен строиться вокруг него и его потребностей. Джуджаро давно понял, что суперкары – суперкарами, а люди в большинстве своем хотят ездить на простых удобных машинах, которые не только радуют глаз, но и удобны в эксплуатации.

Секрет успеха Italdesign заключается в главной идее Джорджетто Джуджаро, которая красной нитью проходит через все его творения: настоящий автомобиль создается человеком для человека, а не дизайнером для автошоу.

А здесь можно прочитать наш рассказ о дизайн-бюро Pininfarina.

Текст: Александр Столяров

Фото: Thomas Stock (BMW M1 1978), ItalDesign (Capsula, Structura, Alfa Romeo New York Taxi)

 

Комментарии