Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

«Крыло чайки». Один из самых красивых автомобилей компании Mercedes

Посмотрев в детстве кинофильм «Мертвый сезон», я был поражен необычным автомобилем с открывающимися вверх дверями и трехлучевой звездой на радиаторной решетке. Он казался мне тогда пришельцем из будущего, совершеннейшим автомобилем всех времен и народов. Лишь много лет спустя я узнал, что это был не просто Mercedes, а знаменитое «Крыло чайки». Mercedes-Benz 300 SL – лучший, по мнению автора этой статьи, автомобиль штутгартской фирмы.

Скоростной и необыкновенно привлекательный внешне Mercedes-Benz 300 SL стал легендой еще при жизни. Его владельцами были такие известные личности, как киноактеры Кларк Гейбл, Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, художник Пабло Пикассо, король рок-н-ролла Элвис Пресли и президент Аргентины Хуан Доминго Перон.

История легенды началась в мае 1951 года, когда руководство компании Daimler-Benz поставило перед конструкторами задачу создать спортивный автомобиль, превосходящий все современные аналоги. Этой моделью руководство концерна хотело подчеркнуть, что военные годы не нанесли урон престижу его продукции, и что концерн, как и прежде, будет занимать доминирующее положение не только на мировых рынках сбыта, но и на гоночных трассах. Эта ответственная задача была поручена руководителю тестового департамента компании Рудольфу Уленхауту.

1_10708262783_30caa5700c_b.jpg
Mercedes-Benz 300 SL

Некоторые инженеры предлагали довести до современных требований одну из довоенных конструкций. Но директор гоночного подразделения Фриц Наллингер заявил, что автомобиль должен быть абсолютно новым.

Конструкторам дали возможность развернуться, не считаясь с расходами, и в результате появился необычный автомобиль, непохожий на своих современников. С целью максимального уменьшения массы конструкторы предложили для новой модели пространственную раму из тонкостенных труб. Она оказалась намного легче традиционной, а также обеспечивала высокую жесткость на кручение и, как следствие, точное и предсказуемое поведение автомобиля на дороге. У новой конструкции был только один недостаток: ее форма не позволяла установить обычные двери.

2_Mercedes_300SL_(9653137229).jpg
Mercedes-Benz 300 SL. Двери типа «крыло чайки»

Выход быстро нашли в использовании поднимающихся вверх дверей, изобретенных в начале 1950-х годов Гансом Триппелем из Западного Берлина. Именно благодаря им автомобиль получил свое второе имя – «Крыло чайки». Правда, в разных странах такие двери называли по-разному: в Германии – Flugelturen, «распашные двери», во Франции использовали словечко рapillon – «бабочка». А вот англичане и американцы подобрали более удачное название: gullwing — «крыло чайки». Оно-то и прижилось по обе стороны Атлантики.

Революционные новшества не исчерпывались конструкцией кузова. Впервые в истории четырехтактный двигатель был оснащен разработанной фирмами Mercedes-Benz и Bosch системой механического впрыска с шестиплунжерным насосом. Бензин впрыскивался не во впускной коллектор, а непосредственно в камеру сгорания.

C момента начала проектирования до постройки опытного образца прошло всего девять месяцев. Это была сенсация: двигатель развивал 175 л.с., снаряженная масса машины не превышала 850 кг, а коэффициент аэродинамического сопротивления обтекаемого кузова составлял всего 0,25.

3Mercedes-Benz_300_SL_Rennsport-Prototyp.png
Mercedes-Benz 300 SL. Спортивный прототип

Три экземпляра 300 SL отправились на 1000-километровую гонку Mille Miglia – ралли по горным дорогам из Брешии в Рим. За руль 300 SL был приглашен прославленный гонщик довоенной поры, 51-летний Рудольф Караччиола. Он финишировал четвертым. Следующим соревнованием в карьере знаменитого автомобиля стало Гран-при Берна, где Караччиола, Герман Ланг и Карл Клинг заняли три первых места, обогнав команды Ferrari, Lancia и Aston Martin. Однако подлинным триумфом авангардной модели стала победа в мексиканском ралли Carrera Panamericana в 1952 году: Мерседесы лидировали в этой гонке с первого этапа, Карл Клинг и Герман Ланг заняли первое и второе места, показав лучшую среднюю скорость. За два года этот автомобиль принес компании огромное количество наград в престижных гонках, однако в то время серийное производство новой спортивной модели еще не планировалось.

Тем не менее гоночные успехи автомобиля не смогли остаться незамеченными, и на Mercedes валом посыпались заказы на покупку 300 SL. Особенно много заказов поступало из США. В то время интересы марки Mercedes-Benz в Северной Америке представлял Максимилиан Хоффман, который слыл великим комбинатором. Он одним из первых понял, что Mercedes-Benz 300 SL может стать ходовым товаром. Легенды, особенно в Америке, стоят дорого! И на очередном собрании в штаб-квартире компании Хоффману удалось убедить руководство, что в Соединенных Штатах можно продать не менее тысячи дорогих суперкупе.

Наиболее удачные эскизы дизайна новой машины предложил 20-летний дизайнер знаменитой кузовной студии Филиппа Шарбонне Поль Брак. А до серийного производства проект доводил шеф-дизайнер Карл Вильферт, которому и достались все лавры.

4.jpg
Mercedes-Benz 300 SL. Серийный образец

В отличие от гоночного прототипа спортивная модель имела не алюминиевый, а стальной кузов. Алюминиевыми остались только двери, капот и крышка багажника. Это увеличило массу кузова до 1380 кг. Правда, за отдельную плату кузов можно было сделать полностью алюминиевым, что снижало массу на 80 кг. Этим предложением воспользовались всего 29 покупателей, и сегодня такие экземпляры очень высоко ценятся коллекционерами.

Новый автомобиль нуждался в более мощном двигателе. В результате форсировки его мощность возросла до 215 л.с., а максимальная скорость достигала 260 км/ч. Автомобиль набирал 100 км/ч за 10 секунд и расходовал 15 литров топлива на 100 км, причем стандартный 100-литровый бак по заказу можно было заменить 130-литровым. Специально для новой модели фирма Continental в 1954 году разработала радиальные шины, которые должны были снизить явно выраженную избыточную поворачиваемость: передние колеса в повороте описывают меньшую дугу, чем задние, что приводило к сносу задней оси автомобиля.

Задание на проектирование серийной версии было дано осенью 1953 года, а уже в следующем году на Мотор-шоу в Нью-Йорке был представлен серийный Mercedes-Benz 300 SL (заводской индекс W198). Цифры 300 традиционно обозначали рабочий объем двигателя, а аббревиатура SL расшифровывалась как Sport Leicht – «спортивный легкий».

Суперавтомобиль не был лишен недостатков. Владельцы жаловались на высокий порог, через который было тяжело переступать. Для удобства посадки в достаточно тесный салон рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся. В дождливую погоду водитель рисковал получить неприятный душ из стекающей с поднятой двери воды. Кроме того, барабанные тормоза оказались недостаточно эффективными для этого скоростного автомобиля.

5_2800px-1957_Mercedes-Benz_300_SL_Roadster.jpg
Mercedes-Benz 300 SL в кузове родстер

В 1957 году на свет появился родстер с обычными дверями – из-за этого пришлось изменить конструкцию рамы. Кузов с убирающимся верхом добавил машине привлекательности, а задний разрезной мост с расположенным ниже шарнирным сочленением улучшил управляемость. Последние автомобили SL 300 имели дисковые тормоза.

Тем не менее родстер не пользовался такой популярностью, как знаменитое купе. В дальнейшем Mercedes-Benz выпускал немало великолепных спортивных автомобилей, но ни одному из них не удалось повторить успех знаменитого «Крыла чайки».

Текст: Владимир Вараксин

Комментарии