Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Gilbern. Автомобиль уэльский

Небольшая автомобильная компания Gilbern была создана в 1959 году двумя энтузиастами из Уэльса. К сожалению, компания выпустила всего несколько моделей своих машин, после чего обанкротилась.

Во второй половине 1950-х годов Великобритания переживала расцвет производства спортивных автомобилей. Фирмы Lotus, Triumph, MG, Austin-Healey наперебой предлагали все новые и новые модели. Однако новый автомобиль, особенно спортивный, стоил недешево. Причина заключалась не столько в высокой цене самой машины, сколько в высоких налогах. Чтобы увеличить продажи, небольшие автопроизводители стали предлагать свою продукцию в виде кит-каров – комплектов узлов и агрегатов, из которых покупатель самостоятельно собирал автомобиль или нанимал квалифицированных сборщиков: их услуги стоили намного дешевле, чем покупка готовой машины. Впрочем, многие начинающие автогонщики, хорошо знакомые с устройством автомобиля и привыкшие рассчитывать только на себя, легко справлялись со сборкой такого «конструктора».

Gilbern_estate_in_front_of_Red_Dragon_pub_in_Wales.png
Gilbern Invader Mk II

Основание Gilbern

Подобный маркетинговый ход способствовал выходу на рынок новых производителей. Одним из них стала фирма Gilbern из города Лентуит в Уэльсе, созданная двумя автомобильными энтузиастами: Бернхардом Фризе и Джайлсом Смитом. Фризе родился в Германии и в молодости изучал механику. Поработав некоторое время в компании, выпускавшей легковые машины со стеклопластиковыми кузовами, он решил открыть свое дело и поставлять специальные кузова для Джайлса Смита – автомобильного энтузиаста и владельца мясной лавки из Уэльса. Их фирма вошла в историю как единственная в Уэльсе, самостоятельно разрабатывавшая свои автомобили. Название компании состояло из первых букв имен ее основателей – Джайлса и Бернхарда.

Gilbern GT

Первый автомобиль компаньоны собрали в 1959 году в обычном гараже. Несущим элементом Gilbern GT являлась рама из труб квадратного сечения, на которую установили переднюю подвеску от Austin A35. От него же позаимствовали ведущий задний мост. Силовым агрегатом первого Gilbern был 42-сильный двигатель от Austin-Healey Sprite. Но уже в 1962 году его вытеснил новый силовой агрегат MGA рабочим объемом 1,8 литра и мощностью 95 л.с., разгонявший автомобиль до 151 км/ч. Тормоза передних колес были дисковыми, задних – барабанными. Стеклопластиковый кузов-купе имел посадочную формулу 2+2, то есть два полноценных места и два детских.

800px-Gilbern_GT1800.png
Gilbern GT1800

На фоне конкурентов Gilbern GT ничем не выделялся, но благодаря тому, что его можно было приобрести в виде кит-кара, пользовался устойчивым спросом. В мае 1960 года Gilbern GT был протестирован журналом Autosport, который дал автомобилю позитивную оценку. Ежегодно фирма выпускала 150 машин, а всего до 1967 года было выпущено 600 автомобилей GT.

Gilbern Genie

В середине 1960-х годов фирма представила новую модель Genie с более привлекательным трехобъемным двухдверным кузовом-купе и двигателем V6 мощностью 141 л.с. британского подразделения компании Ford. Максимальная скорость возросла до 185 км/ч.

800px-Gilbern_Genie.png
Gilbern Genie

Слабыми местами новой модели были передняя подвеска и задний мост: эти детали заказывали у фирмы MG. На большой скорости автомобиль плохо держал дорогу, за что справедливо подвергался критике со стороны покупателей. Эта неудачная модель поставила компанию на грань банкротства, от которого ее спасла фирма Ace Holdings из Кардиффа, которая вложила в Gilbern свои инвестиции.

Gilbern Invader

Стремясь переломить негативные тенденции, в 1969 году Смит и Фризе представили Gilbern Invader («Захватчик»), представлявший собой серьезную модернизацию предыдущей модели. Конструкция подвески была полностью переработана. Самым мощным вариантом стал Invader Мк-III с трехлитровым двигателем V6, развивавший скорость 193 км/ч. Кроме двухдверного четырехместного купе выпускался трехдверный универсал. Несмотря на это, объем производства оставался небольшим: за семь лет было выпущено около 900 машин Genie и Invader.

1024px-Gilbern_Invader_Reg_Jun_1972_2994_cc.png
Gilbern Invader Mk III

Банкротство

В 1973 году Великобритания вступила в Евросоюз, и вместо налога с продаж был введен налог на добавленную стоимость, распространявшийся в том числе и на кит-кары, мгновенно утратившие все преимущества. По цене Gilbern Invader MkIII практически сравнялся с более престижным и мощным Jaguar XJ6.

Неудачей окончилась попытка экспорта Gilbern Invader в Нидерланды: несмотря на большие затраты, в континентальной Европе удалось продать всего девять машин с левым расположением руля, которые сейчас являются желанной покупкой для любителей автомобильных раритетов. Мелкосерийное производство машин стало нерентабельным, что привело к разорению и ликвидации многих компаний, одной из которых стал Gilbern.

Еще одним ударом стало ужесточение требований по пассивной безопасности автомобилей. И, наконец, в 1974 году в Западной Европе разразился крупнейший с начала 1930-х годов экономический кризис. Несмотря на значительные финансовые вливания, в марте 1974 года единственный уэльский автопроизводитель прекратил существование, причем на складе оставалось около 20 машинокомплектов, которые были потихоньку распроданы немногим ценителям английских спортивных автомобилей.

Всего за 14 лет существования фирмы было построено 1005 машин Gilbern, которые можно встретить на выставках и слетах владельцев ретроавтомобилей в Великобритании. В континентальной Европе эта марка так и осталась практически неизвестной, не выдержав конкуренции с признанными лидерами, такими как немецкий Porsche или французский Alpine.

Текст: Владимир Вараксин

Комментарии