Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Гениальные конструкторы. Люди, изменившие мир

Прежде чем машины стали штамповаться миллионными тиражами, инженерам пришлось потрудиться, чтобы придумать механизмы, которые могли бы привести их в движение. Каждый из конструкторов привносил что-то новое в автомобильный мир и тем самым вошел в историю.

1844-1929. Карл Бенц

Одним из первых, кто решился собрать настоящий автомобиль, был немецкий инженер Карл Бенц. В этом стремлении его не остановило даже отсутствие финансирования и напарников. Прежде чем собрать свою машину, Бенц запатентовал все важные узлы и детали, и самое главное – двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Что интересно, одновременно с Бенцем ДВС придумал инженер Николаус Отто, но запатентовать его не успел.

1 октября 1883 года была основана фабрика «Бенц и компания», на которой собирались стационарные ДВС. Двигатели пользовались спросом, хотя на тот момент автомобили еще не выпускались. Позже был оформлен патент «Автомобиль, работающий на бензине». Название самой машины было очень простым: Motorwagen №1. Карл оснастил его двигателем объемом 954 кубических сантиметра и мощностью 0,7 л.с.

1_Patent-Motorwagen_Nr.1_Benz_2.jpg
Benz Motorwagen №1

Более успешным оказалось второе поколение Motorwagen, на котором даже удалось совершить первое автопутешествие. Жена Карла Бенца, Берта, проехала на этом автомобиле больше 100 километров, чтобы вместе с детьми проведать свою маму. При этом она заправлялась бензином в аптеках: он продавался в качестве чистящего средства. Впрочем, муж не знал об этом, так что Берта Бенц была еще и первой угонщицей.

Любопытной была система питания машины: из карбюратора бензин самотеком поступал в цилиндр, а дроссельная заслонка регулировала подачу рабочей смеси. Система охлаждения представляла из себя следующую конструкцию: на цилиндр надевался металлический кожух-испаритель, который заполняли водой. С помощью двух трубок жидкость циркулировала между кожухом и дополнительным резервуаром. Система зажигания действовала с помощью индукционной катушки Румкорфа и запальной свечи.

28 июня 1926 года компания Карла Бенца «Benz & Cie.» и DMG Готтлиба Даймлера объединились, образовав известную марку Daimler-Benz.

Готтлиб Даймлер (1834-1900) и Вильгельм Майбах (1846-1920)

Как уже упоминалось выше, кроме Карла Бенца разработкой двигателей занимались и другие инженеры. Сначала Даймлер и Майбах работали вместе с легендарным Николаусом Отто, но вскоре ушли от него, унеся с собой теоретические знания, благодаря которым в 1885 году они собрали свой одноцилиндровый двигатель мощностью 0,5 лошадиной силы.

Правда, этот двигатель сначала был установлен на мотоцикл и лишь потом на автомобиль, который напоминал карету. Через год была создана компания Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) по производству двигателей, предназначавшихся для использования на земле, в небесах и на море. Логотип Mercedes, по распространенной версии, олицетворяет как раз эти три направления.

Mercedes_35hp_01.jpg
Mercedes 35HP

В 1900 году DMG выпустила первый Mercedes, названный так в честь дочери дипломата и автогонщика Эмиля Еллинека, который был одним из самых первых и требовательных клиентов компании. Это был гоночный автомобиль, получивший название Mercedes 35HP. На нем стоял четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 л.с. (отсюда и название машины) и два карбюратора.

После смерти Даймлера в 1900 году Майбах продолжил дело инженера. В 1909 году он вместе со своим сыном Карлом основал фирму Maybach-Motorenbau GmbH.

1863-1947. Генри Форд

В 1903 году американский промышленник Форд создал Ford Motor Company. Одна из самых удачных моделей компании, Ford T, была выпущена в 1908 году (в народе его называли «Жестянка Лиззи»). Конструкцию автомобиля постарались максимально упростить, при этом по техническому оснащению Ford T не уступал большинству своих современников. Машина получила 2,9-литровый четырехцилиндровый двигатель, работавший в паре с двухступенчатой коробкой передач.

693px-1916_Ford_Model_T_touring_car.JPG
Ford Model T

Форд был первым, кто смог организовать конвейерную сборку такого сложного устройства, как автомобиль. Конвейер его завода начал работу в 1913 году и постоянно модифицировался.

Но, пожалуй, главное, что сделало Генри Форда известным, – это его система организации труда на производстве. Он реализовывал принципы капитализма благосостояния: улучшение условий труда и сокращение текучки кадров. Форд платил рабочим больше, чем им платили на других предприятиях, и таким образом заполучал себе лучшие кадры. Но и на этом он не остановился, а ввел такие новшества, как сокращенная рабочая неделя или получение успешными сотрудниками части прибыли компании.

В то время инженеры сразу пытались получить патент на все свои изобретения. В Америке первый автомобиль был спроектирован Селденом в 1879 году, но остался лишь в виде чертежей на бумаге. Поэтому, когда Форд решил получить патент, ему пришлось немало времени провести в судах, доказывая, что он не украл эту идею, и что его двигатель работает совсем по другому принципу. В конце концов дело было выиграно Фордом, после чего он получил в народе славу борца за интересы потребителей.

1858-1913. Рудольф Дизель

Рудольф Дизель – непризнанный гений начала эпохи автомобилей. В 1893 году вышел его первый труд «Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить тепловую машину и другие, действующие в настоящее время двигатели». Чуть позже он получил патент на двигатель, работавший на угольной пыли. Однако такой вид топлива быстро изнашивал моторы, и Дизель перешел на более дешевые керосин и нефть.

Diesel's_Engine.jpg
Первый дизельный двигатель

Дизель установил, что КПД двигателя внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси, чего он добивался с помощью подачи воздуха в камеру сгорания. Нельзя не отметить, что вместо карбюратора стоял топливный насос. Инженер постоянно занимался развитием своих идей, но его опыты порой были очень рискованными. Так, во время одного из экспериментов произошел взрыв, и Дизель чуть не потерял зрение.

Одной из причин того, что Дизель не смог добиться успеха в Германии, стало то, что ему так и не удалось уменьшить размер своих двигателей, чтобы они могли в полной мере конкурировать с бензиновыми моторами. К тому же, со временем немецкие магнаты, обеспокоенные тем, что Дизель использует не уголь, которого в стране было достаточно, а нефть, которую приходилось закупать за границей, начали обвинять инженера в некомпетентности.

В 1913 году Дизель стал банкротом. В сентябре того же года он отправился из Антверпена на борту парохода «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода британской компании Consolidated Diesel Manufacturing Co (они выпускали двигатели его конструкции). Но до Лондона он не добрался: на палубе нашли лишь его плащ и шляпу. Был ли он убит, или произошел несчастный случай – так и не было точно установлено.

Двигатели Дизеля выпускались по всему миру, вот только далеко не сразу их стали применять на автомобилях. Первый корабль с дизельным двигателем был построен в 1903 году, а первый серийный дизельный автомобиль – Mercedes-Benz 260D – увидел свет лишь в 1936 году.

Mercedes-Benz_260D_1938_Pullman_Limousine_RFront_Low_MBMuse_9June2013_(14796956890).jpg
Mercedes-Benz 260D

1875-1951. Фердинанд Порше

Автомобиль на электротяге – первая идея Фердинанда Порше, которую он смог воплотить в 1898 году. Машина могла разгоняться до 40 км/ч, но была очень тяжелой из-за свинцовых аккумуляторов. Lohner-Porsche (так называлась машина) имел не только два электродвигателя, но и бензиновый агрегат, который вращал генератор. В 1906 году Порше стал главным конструктором Austro-Daimler. Из-под его пера вышли машины Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR. В 1923 году он получил должность главного инженера Daimler-Benz AG и стал заниматься гоночными автомобилями.

Lohner_Porsche_Semper_Vivus_Replica_5491901794_d7848bfeea_z.jpg
Lohner-Porsche

Наконец, в 1931 году им было открыто свое дело – «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». От клиентов не было отбоя: имя Фердинанда Порше было лучшей рекламой.

В 1934 году он предложил выпустить автомобиль KdF (Kraft durch Freude – «сила через радость»), более известный теперь, как Volkswagen Type 1 (Beetle). Идея понравилась Гитлеру, который поддержал идею «народного автомобиля» и пообещал вскоре обеспечить каждую немецкую семью такой машиной. В 1935 году появились первые экземпляры автомобиля. Еженедельно каждый рабочий перечислял 5 марок на специальный счет, чтобы накопить 990 марок и приобрести заветную машину. Но до начала войны удалось собрать всего 33 экземпляра.

NSU_Proto_1934.jpg
Прототип Volkswagen Type 1 (Beetle)

В свое время Фердинанда Порше даже приглашали работать в конструкторское бюро СССР, но он отказался. После разгрома немецких войск Порше и его сына Ферри посадили в тюрьму во Франции за пособничество нацистам. Когда его сын вышел из тюрьмы, то занялся конструированием автомобилей, чтобы заработать деньги на выкуп отца (1 млн франков). Существует версия, что именно в тюрьме Порше помог Renault создать модель 4CV. Позже Ферри продолжил дело отца, который еще с детства говорил ему: «Делай, как я!»

1868-1951. Аугуст Хорьх

Однажды немецкий инженер Аугуст Хорьх увидел автомобиль Benz Velo, и он произвел на него такое сильное впечатление, что Аугуст написал письмо в компанию Benz с просьбой принять его на работу. Карл Бенц взял Аугуста к себе, но проработал он у него недолго. Хорьх считал Бенца слишком консервативным, поэтому спустя три года, накопив определенный опыт и знания, Аугуст покинул своего учителя

В 1900 году, заручившись поддержкой инвесторов, Хорьх выпустил свой первый автомобиль, оснащенный двухцилиндровым двигателем мощностью 5 лошадиных сил. Коробка передач на этой машине была сблокирована с главной передачей, что являлось смелым решением для того времени. Позже был выпущен Horch Model 2, для которого Хорьх спроектировал карданный вал с шестернями главной передачи из хромоникелевой стали. К слову, именно Хорьх решил, что кресло водителя лучше устанавливать в левой части кузова.

Постепенно объемы производства росли, но финансовые трудности вынуждали Хорьха переезжать с места на место. К тому же, акционеры компании считали, что идеи Хорьха слишком авантюрны: например, он выступал за создание несущего кузова автомобиля, что на тот момент казалось нереальным. В итоге в 1909 году Хорьх покинул фирму и основал собственную компанию с таким же названием. Новые владельцы подали на него в суд за плагиат и выиграли дело.

Audi_C_14_35_Alpensieger_-_front.jpg
Audi С14/35 Alpensieger

Тогда было придумано название August Horch Automobilwerke GmbH, а позже и Audi Automobilwerke GmbH. Кстати, «audi» на латыни означает то же, что и на диалектном немецком «horch»: «слушай, прислушивайся». Уже в 1910 году появился автомобиль Audi-AU, а потом и знаменитый С14/35, который оснастили 3,5-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 35 л.с. Эта машина могла разгоняться до 100 км/ч! В 1912 году на С14/35 была выиграна гонка в Альпах, поэтому автомобиль стали называть Alpensieger. За 14 лет выпустили 1116 экземпляров.

После 1914 года Хорьх отошел от конструирования машин и занялся консультационной деятельностью. Позже, в кризисные 30-е годы, Audi и Horch вошли в союз Auto-Union вместе с фирмами DKW и Wanderer.

1843-1932. Генри Лиланд

Первый автомобиль, Model A, американский инженер Генри Лиланд построил в 1902 году совместно с Генри Фордом. Они создали в Детройте компанию, которую назвали в честь основателя этого города, маркиза де Кадильяка, – Cadillac Motor Car Company. Лиланд считал, что детали автомобилей должны быть унифицированы, а потому на своем предприятии он организовал строгий технический контроль за точностью изготовления деталей. Чтобы показать, как эти принципы воплотились в новой модели, на глазах у публики были разобрано три автомобиля Model A. Детали сложили в общую кучу и собрали машины обратно. Это было не только настоящее шоу, но и отличная реклама новой компании.

21296901658_291817b6d6_z.jpg
Cadillac Model A

Все шло замечательно до тех пор, пока в 1910 году друг Лиланда, Байрон Картер, не получил смертельные травмы на производстве, когда пытался запустить свой Cadillac с помощью заводной рукоятки. После этого Лиланд дал слово, что больше его автомобили никого не убьют. Началась разработка стартера, который с 1912 года вошел в стандартное оснащение машин. Лиланд разработал и зажигание с регулировкой опережения без участия водителя. Также на счету инженера первый в мире автомобиль с металлической крышей вместо дерева – Cadillac Osceola.

В 1917 году Лиланд создал компанию Lincoln Motor Company, которую в 1922 году перекупил Ford за бесценок, так как автомобили Линкольн имели устаревший дизайн и приносили фирме убыток. Генри Форд отправил к Лиланду своих сотрудников, которые должны были обучать персонал, но на самом деле занялись модернизацией компании на свой вкус. Лиланд был уже в преклонных годах и не мог контролировать ситуацию. Конфликт между двумя изобретателями достиг предела, и Лиланд был вынужден оставить свое детище Форду и покинуть компанию. Вскоре после этого он скончался.

1881-1947. Этторе Бугатти

Еще мальчишкой Бугатти засматривался на автомобильные новинки. Представления о живописи, архитектуре, скульптуре, которые вкладывали в него родственники – люди творческих профессий, воплотились в желании Бугатти создавать автомобили. К тому же, сам Этторе получил образование в Академии изящных искусств.

В 17 лет он устроился на работу в автомобильную фирму Prinetti, где создавали гоночные автомобили. Уже спустя год Бугатти собрал трехколесный моторный экипаж, на который установил сразу четыре одноцилиндровых двигателя.

В 1901 году Бугатти построил еще один автомобиль и оснастил его уже четырехцилиндровым мотором. Эта машина экспонировалась на выставке в Милане и получила золотую медаль, после чего конструктора пригласила на работу фирма De Dietrich.

Поработав еще на нескольких заводах, Бугатти открывает в 1909 году собственную компанию. Первым автомобилем, который он спроектировал на новом месте, стал Bugatti Type 10. Этторе оснастил его четырехцилиндровым восьмиклапанным двигателем объемом 1131 кубический сантиметр. В дальнейшем это шасси использовалось и на других его машинах.

800px-Bugatti_Type_54_1931.jpg
Bugatti-54

Бугатти не останавливался на достигнутом и проектировал все новые и новые модели. Уже в 1929 году был собран Bugatti-45 с 16-цилиндровым двигателем мощностью 271 л.с., а потом и Bugatti-54 с пятилитровым двигателем мощностью 300 л.с. Автомобиль установил рекорд скорости 1931 года – более 210 км/ч.

К сожалению, в 1939 году на испытаниях модификации автомобиля Bugatti-57, развивавшего скорость уже 218 км/ч, погиб сын изобретателя, Жан Бугатти. С тех пор Этторе впал в депрессию, и его новые машины стали уступать более сильным конкурентам.

1907-1997. Бела Барени

2000 конструкторских решений – согласитесь, это немало. Бела Барени, в отличие от рассмотренных выше изобретателей, не имел своей фирмы. На протяжении всей своей жизни инженер работал на разные компании, в том числе и на Daimler-Benz.

Еще во время обучения в Венском техническом училище (1925-1926 гг.) Барени создал чертежи нескольких автомобилей. Их отличительная черта – наличие пространственно-силовой рамы, заднемоторной компоновки с воздушным охлаждением двигателя, отказ от карданного вала и продуманная аэродинамика. Кстати, именно эти чертежи помогли выяснить на судебном разбирательстве 1954 года, что конструкция знаменитого Volkswagen Kaefer (Beetle) принадлежит именно Барени.

800px-Mercedes_W120_front_20080528.jpg
Mercedes-Benz W120

Впервые теоретические и практические наработки Барени в пассивной безопасности автомобиля были применены на Mercedes-Benz W120 «Ponton». Барени считал, что машина должна состоять из трех последовательно расположенных зон. В середине – зона безопасности (жесткий каркас, капсула), спереди и сзади – зона деформации, которая несет функцию поглощения кинетической энергии удара в случае столкновения. Данная разработка является основной в карьере Барени, ведь благодаря ей теперь пассивная безопасность является одним из главных факторов, учитывающихся при проектировании автомобиля.

1906-1988. Алек Иссигонис

Несмотря на то, что Алек Иссигонис получил образование инженера, он трижды заваливал экзамены по математике, да и вообще, говорят, считал эту науку «врагом творческого гения». В 22 года он начал работать чертежником в лондонской фирме, которая разрабатывала автоматическую трансмиссию. Попутно вместе со своим другом Джорджем Доусоном он строил гоночные болиды Lightweight Special.

В 1936 Иссигониса пригласила на работу компания Morris, где он занимался независимой передней подвеской, которая была применена на автомобиле Morris Ten. После войны ему доверили строить машины. Первым серийным автомобилем, который спроектировал Иссигонис, стал Morris Minor, выпущенный в 1948 году. Эта модель получила большой успех у публики, став буквально «народным автомобилем» Великобритании.

640px-Morris_Minor_MM.jpg
Morris Minor

В 1952 году фирмы Morris и Austin объединились в концерн BMC – British Motor Corporation. Именно там Алек Иссигонис спроектировал легендарный Mini (ХС/9003). Автомобиль создавался по принципу «меньше некуда». В связи с экономией веса было решено оснастить его передним приводом, а КПП пришлось разместить под двигателем. Правда, сам Алек лишь генерировал идеи, а просчитывала их его команда из восьми инженеров. Когда заказчики увидели эту машину, она им не понравилась, но Иссигонис был в восторге.

640px-Morris_Mini-Minor_1959.jpg
Morris Mini-Minor

В 1959 году Mini вышел на рынок. Автомобиль был неидеален: сразу обнаружились проблемы с герметичностью салона (во время дождя водителя и пассажиров буквально заливало водой), но постепенно Mini избавился от крупных недостатков. В 1999 году, на основании опроса 126 экспертов, Mini занял второе место среди претендентов на титул главного европейского автомобиля XX века, уступив лишь Ford Model T.


Конечно, всех великих инженеров перечислить в одной статье невозможно, но каждый из них внес свой неоценимый вклад в автомобилестроение. Те, кто начинал прокладывать конструкторский путь, оставили не просто след в истории – они положили начало целой автомобильной эпохе. Однако фамилии многих инженеров остались неизвестными, ведь зачастую важные решения приходят с помощью «коллективного разума». Одно известно точно: все эти изобретатели обладали незаурядным умом и фантазией, не знающей границ, и благодаря им сегодня наш мир действительно нельзя представить без автомобилей.

Текст: Ксения Турок

Комментарии