Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Звездный час компакт-каров. Как повлиял на автопром топливный кризис 1973 года

К началу 1973 года мировые запасы нефти оценивались в 570 миллиардов баррелей. Ресурсы не были исчерпаны, но политическая ситуация была накалена. Страны ОПЕК прекратили поставки нефти в США и страны Западной Европы. Впрочем, Япония тоже попала под удар. Цены на нефть выросли в четыре раза: с 3 до 12 долларов за баррель. США, Япония и Европа были вынуждены экономить топливо. Но давайте перейдем к автомобилям, которые были спроектированы в то время.

США

В этой стране, как нигде больше, любили огромные, мощные и прожорливые автомобили. Личный транспорт имели 85% американцев. Если раньше галлон бензина (примерно 3,7 л) стоил 30 центов, то в самый разгар кризиса цена достигла отметки в 1,2 доллара. Одно время действовал закон, который разрешал владельцам автомобилей с нечетными номерами заправляться только по нечетным дням, ну и наоборот, соответственно. Власти рекомендовали не пользоваться автомобилями, ну а если уж «пришлось», то ездить на низких скоростях. Американцам приходилось пересаживаться с отечественных автомобилей на японские и европейские. Более того, в США в 1980 году вступил в силу закон, запрещающий выпуск автомобилей с расходом топлива более 14,6 литров на 100 километров.

1976. Ford Fiesta

Впервые автомобиль был представлен в 1975 году, а серийное производство было налажено в 1976 году. Этот проект носил кодовое название «Bobcat», а прежде чем компакт-кар получил имя Fiesta, было рассмотрено еще 15 названий. В те годы инженеры и не могли предположить, насколько точно они попадут в цель своей новинкой.

1 Ford Fiesta.jpeg
Ford Fiesta

На Fiesta устанавливался двигатель объемом 1 литр с мощностью 40 л.с. либо двигатель объемом 1,1 литра с мощностью 53 л.с., с которым автомобиль был способен разогнаться до 147 км/ч, но такой скоростной режим, конечно, мог навредить семейному бюджету. Местные гонщики, кстати, сразу положили взгляд на новинку.

Спустя шесть лет было выпущено второе поколение Fiesta, которое стало первым дизельным компакт-каром и получило двигатель мощностью 54 л.с.

1976. Chevrolet Chevette

Chevrolet Chevette - это ответ главного инженера компании Джона Мори на нефтяной кризис и закон о среднем расходе топлива. Выпуск был налажен в странах Латинской Америки, но, несмотря на это, Chevette получился настолько надежным, что за 12 лет производства было продано около 3 миллионов экземпляров.

2 Chevrolet Chevette.JPG
Chevrolet Chevette

Автомобиль имел небольшие габариты, что совершенно не вписывалось в привычные рамки Chevrolet, да и внешность, может быть, у него была не самая привлекательная, но именно в нем американцы находили верного друга. Chevette имел задний привод и выпускался с двигателями 1,4 литра мощностью 54 л.с. и 1,6 литра мощностью 60 л.с.

1977. Ford Thunderbird

С 1955 года Ford выпускал заднеприводное люксовое купе Thunderbird. Название автомобиля было позаимствовано у индейских племен и означало «дух грозы, молнии и дождя». С каждым поколением автомобиль увеличивался и в размерах, и в мощности, так что к началу кризиса тяжелое купе (Big Birds) с двигателем 7,5 литра превратилось в одну из самых нежеланных покупок. Но надо отдать должное руководству Ford, которое поставило перед инженерами задачу во что бы то ни стало спасти Thunderbird.

3 Ford Thunderbird.jpg
Ford Thunderbird

Уже к 1977 году Ford подготовил новое поколение Thunderbird - Torino Birds. Оно было построено на платформе массового Ford Torino. Внешне он стал намного компактнее, а его колесная база была уменьшена с 3058 мм до 2896 мм. Инженеры подготовили для Torino Birds базовый двигатель V8 объемом 4,9 литра, а самым объемным из моторной линейки стал двигатель 6,6 литра.
Новый «Буревестник» оказался по душе американцам. За три года было продано более 955 000 экземпляров (для сравнения: в 1973 году компании удалось реализовать лишь 87 000 Thunderbird). В 1978 году была подготовлена юбилейная партия «Diamond Jubilee Edition», посвященная 75-летию компанию. Стоимость такого автомобиля составляла 12 000 долларов, что в два раза выше, чем у базовой версии.

1977. Dodge Omni

У Chrysler всегда хватало проблем, а во время кризиса еще и масл-кары с их аппетитом стали никому не нужны. Компания приняла решение разработать компактный и мощный автомобиль. Первым экспериментом стал Dodge Dart, однако, во многом из-за качества сборки, его производство быстро свернули. Тогда Chrysler выпустили переднеприводный пятидверный хэтчбек Dodge Omni, который разработала французская компания Simca, находившаяся в собственности концерна. Автомобиль обладал мощностью 93 л.с. со средним расходом топлива 8,2 литра на 100 км.

4 Dodge Omni.jpg
Dodge Omni

Позже,когда компанию Simca продали концерну Peugeot-Citroen, эта модель стала выпускаться в Европе как Talbot Horizon. На протяжении некоторого времени Omni помог увеличить продажи для Chrysler, но стоит отметить, что у них куда удачнее получалось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer под маркой Dodge Colt.

Япония

Пока в США Dodge Charger, Chevrolet Camaro и Ford Mustang пылились в гаражах, японцы переживали свой автомобильный расцвет. И дело не в том, что их не коснулся кризис, даже наоборот! Просто, по словам бывшего вице-министра по внешней торговле и промышленности Наохиро Ама «ресурсы недр решили заменить ресурсами интеллектуальными». На тот момент они уже могли похвастаться экономичными моделями Toyota, да и Mitsubishi охотно сотрудничали с Chrysler Corporation, но нужно было развиваться дальше.

Было решено ворваться на американский рынок. А чтобы понравиться американцам в качестве главного ориентира в дизайне автомобилей была выбрана бутылка «Кока-Колы» («coke bottle styling»).

Началась экспансия японского автопрома. С конвейеров выходили малогабаритные автомобили с двигателями небольшого объема.

1971. Subaru Leone

Subaru выпустила седан Leone еще в 1971 году, но американцы познакомились с ним только в 1974. Он оснащался карбюраторными двигателями 1,2 литра и 1,4 литра, но главное – полный привод! В то время полноприводными могли быть внедорожники, но не «легковушки».

5 Subaru Leone.jpg
Subaru Leone

За два года было продано более 100 000 автомобилей, причем 30 000 из них в США.

1972. Honda Civic

Honda Civic первого поколения также появился чуть раньше кризиса - в 1972 году, но именно после нефтяного эмбарго он получил «зеленый свет». Это был маленький переднеприводный автомобиль, о котором в Европе говорили как о сильном конкуренте для европейского автопрома. Изначально он оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 1,2 литра с мощностью 50 л.с. при весе автомобиля всего в 650 килограмм. Стоимость Honda Civic составляла 2200 долларов.

6 Honda Civic.jpeg
Honda Civic

С 1973 года Civic выпускался с двигателем 1,5 литра мощностью 53 л.с., который работал в паре с пятиступенчатой «механикой». Спустя еще год мощность увеличили на 2 лошадиные силы и сбросили вес автомобиля, модернизировав бампера. В 1975 году двигатель Honda CVCC оказался единственным силовым агрегатом без применения катализатора, который соответствовал ужесточенным экологическим стандартам, введенным в США.

1973. Datsun Sunny В210

Первое поколение Nissan Sunny (он же Datsun 1000) появилось в 1966 году, это был небольшой двухдверный седан (или универсал) весом 700 килограмм с двигателем мощностью 62 л.с. Но мы обратим внимание на третье поколение, которое появилось в 1973 году. Автомобиль оснащался двигателями 1,2 и 1,4 литра, эта модель была очень популярной в США.

7 Datsun Sunny В210.JPG
Datsun Sunny В210

Datsun В210 одержал победу в конкурсе на самый экономичный автомобиль, инициированный Американским Агентством по Защите Окружающей Среды. В рекламном слогане маркетологи знали, на что делать акцент: «Datsun экономит».

1976. Honda Accord

Accord в переводе с латинского означает «от сердца». Автомобиль стал еще одним японским прорывом. Он появился на свет в виде трехдверного переднеприводного хэтчбека, а спустя год его выпустили и в кузове седан. Accord предлагался с двигателями 1,6 и 1,8 литра, обладавших мощностью 68 и 95 л.с., соответственно.

8 Honda Accord.jpeg
Honda Accord

В 1977 году в США он получил награду «Автомобиль года в классе до $5000», а уже к 1980 году был выпущен миллионный экземпляр.

1978. Toyota Tercel

Toyota активно импортировала в США свои модели Corona и Corolla, которые были разработаны еще до кризиса. Но в 1978 году появилось кое-что новое – переднеприводный Tercel, который для внутреннего рынка Японии именовался Corsa.

9 Toyota Tercel.jpg
Toyota Tercel

Для автомобиля был разработан новый двигатель серии E, который не только экономил топливо, но и имел низкий уровень содержания вредных веществ в выхлопных газах. С 1979 года Tercel оснащали двигателем 1,5 литра, работающим в паре с трехступенчатым «автоматом».

Европа

По европейским дорогам во время нефтяного кризиса уже ездили ранее выпущенные Peugeot 104, Renault 5 и Fiat 127, но их было не так много. В каждой из стран были свои методы борьбы с кризисом: кто-то популяризировал велосипеды, кто-то старался оптимизировать расходы. Австрия и ФРГ пошли еще дальше, они вводили запрет на использование автомобилей в определенные дни недели. Но полностью отказаться от автомобилей было практически невозможно и концернам не оставалось ничего иного, как разрабатывать более экономичные автомобили.

1973. Opel Kadett C

General Motors начал производство Opel Kadett в 1937 году в качестве автомобиля эконом-класса. Разумеется, во время кризиса он, как никто другой подходил для экономичного использования, тем более что в 1973 году было выпущено новое поколение, которое называлось Opel Kadett Caravan (C). Мотористы подготовили большую линейку двигателей (от 1 до 2 литров) для заднеприводных компакт-каров.

10 Opel Kadett C.jpeg
Opel Kadett C

За шесть лет было выпущено более 1,7 миллиона автомобилей, больше половины из них экспортировались Германией в другие страны.

1974. Volkswagen Golf

Golf дважды спас концерн Volkswagen, за что был прозван «Der kleine Retter» (с немецкого – маленький спаситель). Он должен был вывести Volkswagen из кризиса, а заодно проложить путь компакт-карам. О том, что модель оказалась востребована, говорит сама статистика: с весны 1974 и до лета 1983 было изготовлено 6 миллионов экземпляров Golf!

11 Volkswagen Golf.jpeg
Volkswagen Golf

В 1974 году автомобиль оснащался двигателями от Audi мощностью 50 и 70 л.с. и, несмотря на скромные моторы, считался обладателем спортивного характера. Но самое важное – это расход топлива: 6,4 литра на 100 км при скорости 90 км/ч.

В США и Канаде VW Golf выпускался под торговой маркой «Volkswagen Rabbit», а в Латинской Америке — «Volkswagen Caribe».

1976. Volvo 340/360

Заднеприводные хэтчбеки и седаны Volvo выпускались в Нидерландах с 1976 года. Сначала автомобили раскупались очень неплохо благодаря небольшой стоимости и приятным бонусам, например, лампочкам в салоне и подогреву сидений, которые мало кого оставляли равнодушными. Но постепенно стали выявляться недостатки автомобилей. Основной проблемой было то, что ремни трансмиссии довольно быстро растягивались и рвались, а кузов быстро терял внешний вид, он был не только плохо проварен, но и не обработан должным образом.

12 Volvo 340.jpg
Volvo 340

Руководство Volvo сразу же отреагировало на это, и инженеры взялись за работу. Спустя два года недостатки были устранены, а логотип компании постепенно стал ассоциироваться с надежностью.

1976. Renault 14

Renault 14 – это поистине французский автомобиль, который начали выпускать в 1976 году, вот только за пределы Франции он практически так и не вышел. Его внешность была не по душе европейцам, которые привыкли к другим линиям кузова и характеру автомобилей. Проблема была и в рекламе автомобиля, где он сравнивался с грушей. Возможно, это было основной ошибкой, так как в дальнейшем его иногда называли «гнилой грушей».Составить конкуренцию для Golf французскому автомобилю так и не удалось.

13 Renault 14.JPG
Renault 14

Под капотом располагались двигатели от Peugeot объемом 1,2 и 1,4 литра, которые считались достаточно надежными, но особой изюминкой и популярностью не обладали.


Во время кризиса у многих компаний были взлеты и падения. Все старались изобрести наиболее экономичный автомобиль, который не только бы потреблял мало топлива, но и получил свое признание у автовладельцев.

В наше время автоконцерны тоже стараются ставить акценты на малый расход топлива. На данном этапе развития во многих компаниях разрабатываются гибридные и электрические двигатели. Речь идет уже даже не столько о кошельках автовладельцев, сколько об экологии. Впрочем, цены на топливо сейчас тоже не самые низкие. В 2007 году президент США подписал закон, согласно которому средний расход топлива легковых автомобилей к 2020 году должен быть снижен до 6,7 литра на 100 километров. Это почти в два раза меньше, чем в 1973 году!

Конечно, технологии ушли далеко вперед, но при этом на дорогах стало больше тяжелых и мощных автомобилей. Быть может, скоро вновь придется задуматься о малолитражках?..

Текст: Ксения Турок

Комментарии