Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Итальянские гранды автодизайна. Часть третья. Bertone (Бертоне)

Как и большинство крупных кузовных ателье из Италии, Bertone было семейным бизнесом, выросшим с уровня гаражного сервиса до высот законодателя высокой автомобильной моды. В 1912 году основатель компании Джованни Бертоне решает открыть собственный бизнес по ремонту и постройке конных экипажей на заказ - Carrozzeria Bertone di G.Bertone & C. Не брезговал он и работой с автомобильными кузовами, но в начале века это все еще было в новинку.

В том же 1912 году родился второй сын Джованни – Джузеппе Бертоне, который и встал во главе компании десятилетия спустя. Дело постепенно развивалось, но ни особой славой, ни привилегиями не пользовалось. Переломный момент наступил в 1921-м: именно тогда Джованни создает кузов для автомобиля на шасси S.P.A. 23S. Модель получила собственное название 9000 Sport.

В процессе работы Джованни настолько проникся автомобильной техникой, что решил отныне работать только с кузовами для машин, справедливо посчитав, что будущее именно за автомобилями, а не повозками и каретами. Кроме того, подраставший Джузеппе, которого все отчего-то звали Нуччо, настолько увлекся автомобильной техникой, что его приходилось силой выгонять из мастерской. Видя неуемное рвение сына, Джованни Бертоне постепенно вовлекает его в процесс, а позднее, когда юноше исполнилось 19 лет, и в бизнес.

В то время ателье переживало бурный рост – заказы от FIAT и Lancia исполнялись по самым высоким стандартам качества. Однако с точки зрения дизайна, это были вторичные работы, да и слишком велико было влияние известного мастера Марио Ревелли. Но как бы то ни было, в штате карроццерии уже насчитывалось около полутора сотен сотрудников, большей частью которых руководил именно Нуччо. Бертоне-старший постепенно отходил от дел, понимая, что у его сына лучше получается угадывать тенденции автомобильного дизайна.

О роли плавных линий

В послевоенное время дела в ателье пошли в гору, и производство расширилось до промышленных масштабов. В пригороде Турина, городке Грульяско, был построен собственный завод. А в 1954 году компания Alfa Romeo оформила заказ на выпуск 36 000 автомобилей Giulietta Sprint. С помощью «Альфы» и ее денег Bertone существенно расширили свой бюджет.

C этого периода началась по-настоящему креативная деятельность туринского ателье. Компания смогла себе позволить участие в многочисленных автомобильных шоу, конкурсах элегантности и дизайнерских показах. Мировое признание пришло вместе с Франко Скальоне, который стал, пожалуй, первым крупным дизайнером ателье в послевоенной истории. Вместе с ним Нуччо создает целую серию концептуальных моделей с приставкой ВАТ, что означает Berlinetta Aerodinamica Tecnica – автомобили с улучшенной аэродинамикой.

В течение трех лет они атаковали автомобильный салон в Турине. В 1953 году таким концептом стал Alfa Romeo BAT 5, построенный на шасси Alfa Romeo 1900. Франко Скальоне постарался минимизировать сопротивление воздуха с помощью необычайно гладких форм спорткара. Колесные арки были закрытыми, а остекление напоминало фонарь истребителя. Боковые стекла располагались под углом 45 градусов по отношению к кузову. Он оснащался 100-сильным 4-цилиндровым мотором и 5-ступенчатой коробкой передач, предоставленные «Альфой». Вес машины составлял всего 1 100 кг, что вкупе с довольно мощным на то время мотором позволяло BAT 5 разгоняться до 200 км/ч. Коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,23, что очень прилично даже для современных серийных авто, большинство из которых редко выбираются из 0,3.

ВАТ 7 развил идею, начатую ВАТ 5. Все дизайнерские находки, воплощенные в «пятерке», новая модель довела до абсолюта. Хвостовой стабилизатор, или попросту плавник, стал еще больше, форма обрела цельность. Казалось весь кузов автомобиля выплавлен из единой формы. Теперь коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,19. В 1955 году Bertone показали в Турине модель ВАТ 9, которая уже обрела черты серийных Alfa Romeo, но при этом сохраняла свои аэродинамические показатели на очень высоком уровне. Три эти модели стали лишь песчинками на фоне 40 концептов ВАТ, созданных Скальоне и Бертоне за восемь лет совместной работы.

А в 1960 году в компанию пришел молодой перспективный Джорджетто Джуджаро. Начинающему гению на момент его появления в Bertone исполнилось всего 22 года, но за плечами уже была работа в дизайн-центре FIAT. Джуджаро смог придать концептам ателье неповторимый стиль, который безошибочно угадывался на многочисленных выставках. Однако, несмотря на успехи в области создания одноразовых концептов, Джуджаро имел целью работу с массовым потребителем. Создание автомобиля, который оказывался бесполезным для большинства, не приносило ему душевного покоя. Уже тогда молодой талант хотел работать в промышленных масштабах.

Тем не менее, в период работы в Bertone Джуджаро создает великолепный Alfa Romeo 2000 Sprint, а также концепты Pirana, Canguro и Testudo. Последний Нуччо Бертоне лично гнал из Турина в Женеву на автосалон 1963 года. Однако, даже несмотря на аэропланоподобный Testudo, Bertone предстояло прославиться несколько иным, скандальным, образом.

Чья Миура?

Автомобильные эксперты всех времен согласны, что Lamborghini Miura является одним из прекраснейших произведений автодизайна и находится вне временных рамок, тенденций и моды. Это просто образец стиля, который навечно останется в истории. Но история умалчивает настоящее авторство Миуры. Да, конечный дизайн вышел из-под пера Бертоне и Гандини, и все бы так и считали, если бы Джуджаро не заявил о своих правах хотя бы на частичное участие в проекте.

Вот что говорит по этому поводу сам Джорджетто: «Когда я покинул Bertone, у меня не было возможности проследить за всем, и оригиналы рисунков остались на фирме. Гандини взял мои рисунки и закончил машину, которая на 70% моя. Даже сам Бертоне не знал всего этого. Когда я сменил Скальоне, то часто работал по выходным дома, и поэтому часть эскизов сохранилась и у меня. Мне надо было сразу предъявить их, но я боялся обидеть маэстро Бертоне. Так я потерял право на формальное авторство этого автомобиля».

На вопрос авторства Miura можно посмотреть и с другой стороны. В 1965 году именно Марчелло Гандини пришел на пост главного дизайнера ателье Bertone. И несмотря на занимаемый им пост, сам Нуччо рассказывал, что в первое время постоянно направлял молодой талант в нужное русло. Подтверждением тому может служить откровенно провальный, так и не принятый широкой публикой и узким кругом профи, Alfa Romeo Montreal. За неудачей последовал мировой успех – Lamborghini Miura. Невероятный спорткар, который ярко выделялся на фоне конкурентов плавными, спокойными линиями. Он не пытался привлечь внимание агрессивностью угловатых форм истребителя. Miura обозначил один из трендов мировой автомобильной моды – Bertone теперь не угадывали тренды, они создавали их.

Но именно этот автомобиль Гандини так нехарактерен для него. Впоследствии он не создаст ничего, что могло бы хоть отдаленно напоминать Miura – его следующие автомобили отличались резкостью и полигональностью. Тем не менее, практически каждый концепт авторства Марчелло превращался в серийную модель, что делает его, несомненно, великим автодизайнером. Только взгляните на FIAT X1/9 – это бывший концептуальный Autobianci A112 Runabout. А Countach? Этот Lamborghini навсегда останется одним из величайших творений итальянского автопрома. История его названия уходит корнями в пьемонтский диалект итальянского языка. Именно «кунташ» говорили местные, когда хотели выразить восторг увиденной, к примеру, красивой женщиной. Что бы там не бурчали немцы про однобокость итальянского дизайна, он всегда шел от сердца – настоящая страсть!

Золотой век и его закат

В 1971 году Нуччо Бертоне открывает новый центр стиля в пригороде Турина, городке Капри. Отныне именно это место является домом дизайна ателье. Lancia Stratos – другой знаковый автомобиль не только самого Гандини, но и итальянского автопрома, тоже был рожден здесь. Можно сказать, что Stratos стал последним «большим» автомобилем Гандини. После него выделить можно, пожалуй, лишь работу над Renault 5 Turbo – среднемоторным супермини французской компании, которой не давали спать успехи Lancia Stratos. Гандини тогда разработал лишь заднюю часть турбоболида, но именно ею и запомнился нам Renault 5 Turbo.

А вот все остальное в этом маленьком хот-хетче спроектировал французский специалист Марк Дешамп, который после отставки Гандини в 1979 году принял пост главного дизайнера ателье. Дешамп отличался ярой фанатичностью в области аэродинамики, и как следствие, его работы так же выделялись мощностью крупных, геометрически правильных, но воздушных форм. Концепт Athon, построенный на шасси Lamborghini Uracco стал, пожалуй, самым знаковым творением ателье того периода. Также можно выделить Citroen Zabrus – 200-сильный шутинг-брейк, построенный на базе Citroen BX. Его особенностью стала приборная панель, роль которой исполнял дисплей. Точно как в современных авто бизнес-класса.

К сожалению, Дешамп стал последним крупным дизайнером, создававшим не только красивые и запоминающиеся автомобили, но и общий фирменный стиль итальянского ателье.

В начале 1990-х годов Бертоне создает настоящий конвейер по производству стильных дизайнерских авто. Программа Design Machine представляла собой полный цикл разработки и производства автомобилей. Первым блином ее стал концепт Pickster. Полный цикл его создания занял всего 141 день. В этот крайне успешный для компании период главным дизайнером становится Лючано Д’Аброзио, который перевел усилия компании на работу с крупными, солидными формами полноразмерных автомобилей. Именно так и появились Lancia Kayak и Alfa Romeo Bella – очень сильные и массивные автомобили. К сожалению, Bella Нуччо Бертоне так и не увидит. В 1997 году, вечером 26 февраля, когда должен был стартовать Женевский автосалон, он уходит из жизни.

После его смерти управление компанией переходит в руки его супруги Лилли, и Bertone постепенно отходит на второй план в мире автомобильных дизайнерских ателье. В 2009 году компания вынуждена продать свои производственные цеха в Грульяско. Пройдя через череду реструктуризаций бизнеса, ателье в прошлом году обанкротилось.

Но перед своей кончиной Bertone смогли представить в 2013 году в Женеве один из самых запоминающихся своих концептов – Aston Martin Rapide Bertone Jet 2+2, невероятно красивый автомобиль в кузове шутинг-брейк. В нем итальянские дизайнеры воплотили мощь спорткара и практичность универсала. Построили их всего 20 штук, но к сожалению, даже этот успешный заказ не смог спасти компанию от неминуемого краха. Многие утверждают, что в этом виновен сам Нуччо Бертоне, который из-за своего консерватизма не желал двигать компанию в иные сферы дизайна, как это сделал Джорджетто Джуджаро с его ItalDesign.

Сложно сказать, правы ли критики. Скорее всего, верно другое предположение: вместе с Мастером ушло и его детище, не стало Бертоне, не стало и одноименного ателье. Но в историю автомобильного дизайна они вписали себя навечно. 

Александр Столяров

Комментарии