Мировая история Отечественные автомобили Интересные факты

Автоистория > Мировая история

Alfa Romeo. История марки из Милана

Под маркой Alfa Romeo выпускались не только легковые автомобили с необычным дизайном, но и грузовики, и даже троллейбусы.

История знаменитой итальянской марки Alfa Romeo началась в 1906 году, когда французская автомобильная фирма Darracq открыла в Неаполе свой филиал. Однако на бедном юге Италии продукция компании не пользовалась спросом, и в 1909 году производство было переведено на север, в местечко Портелло, под Миланом. Его директором стал талантливый инженер Уго Стелла. Прекрасно понимая, что тихоходные и маломощные автомобили Darracq не будут пользоваться спросом в Италии, он принял решение создать на базе существующего производства собственную компанию, выпускающую чисто итальянские машины с мощными моторами и высокой максимальной скоростью, способные побеждать в самых престижных гонках. На должность главного конструктора пригласили Джузеппе Мерози, ранее работавшего на фирмах FIAT и Bianchi.

1emblem.png
Эмблема Alfa Romeo

A.L.F.A 24 HP

1 января 1910 года руководство итальянским филиалом фирмы Darracq перешло к местной администрации, а в июле того же года было объявлено о создании новой компании – Anonima Lombarda Fabbrica Automobili («Ломбардское акционерное общество по производству автомобилей»), сокращенно A.L.F.A.
Первой моделью новоиспеченной фирмы стала пятиместная A.L.F.A. 24 HP с двигателем мощностью 42 л.с., четырехступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской и карданной передачей, развивавшая максимальную скорость 100 км/ч, – превосходный по тем временам показатель.

2ALFA-24-HP.png
A.L.F.A 24 HP

На решетке радиатора красовалась круглая эмблема диаметром 65 мм: геральдический крест, символ города Милана, и дракон – герб древнего рода Висконти, правившего Миланом в средние века. Как видите, создатели хотели максимально подчеркнуть чистокровное миланское происхождение новых автомобилей. За первый год удалось выпустить всего 10 машин, в следующем году – уже 40. Чтобы привлечь более широкий круг покупателей, было запущено производство упрощенной модели 12 НР с менее мощным двигателем. Обе модели постоянно модернизировали и выпускали вплоть до начала Первой мировой войны. Специально для автомобильных соревнований в Модене в 1911 году построили четырехместный автомобиль ярко-красного цвета с открытым кузовом без дверей. Эта модель поразила современников своей элегантностью. Еще более необычным стал созданный четыре года спустя инженером Марко Рикотти автомобиль с кузовом каплевидной формы.

С началом Первой мировой войны A.L.F.A переключилась на выпуск военной продукции, свернув производство автомобилей. В 1915 году основной акционер фирмы, банк «Banca Italiana di Sconto», назначил директором фирмы инженера Никола Ромео, владевшего к тому времени компанией по производству строительного оборудования. В честь нового руководителя фирма получила название Alfa Romeo.

После завершения войны компания возобновила производство прежних моделей. Джузеппе Мерози создал новую модель RL с шестицилиндровым двигателем мощностью 56 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач, выпускавшуюся в нескольких модификациях. Новый двигатель позволил разогнать автомобиль до 140 км/ч. К этому времени Западная Европа успела оправиться от последствий войны, и превосходные скоростные автомобили стали популярны не только в Италии, но и других странах Европы. При этом необходимо учесть, что позволить себе Alfa Romeo могли только весьма состоятельные люди.

P1 и P2

С 1925 года Ассоциация автомобильных клубов приняла решение проводить ежегодный чемпионат Европы по автогонкам серии Гран-при, который предшествовал современной Формуле-1. Прекрасно понимая, что спортивные успехи приведут к повышению престижа фирмы и росту спроса на ее продукцию, Мерози задумал спроектировать гоночный автомобиль, способный бороться за победу на равных с такими марками, как FIAT, Bugatti, Delage. К его созданию он привлек Витторио Яно, 12 лет проработавшего в гоночном отделении компании FIAT, а гонщиками команды стали Антонио Аскари и Энцо Феррари.

Alfa_Romeo_P2_1930.png
Alfa Romeo P2

Дебют гоночной модели Alfa Romeo Р1 состоялся на Гран-при Европы в Лионе в 1924 году. Автомобиль стал победителем и был признан одним из наиболее технически совершенных. Но подлинный успех пришел год спустя, когда Яно подготовил новую модель – Alfa Romeo Р2. Она дебютировала на Гран-при Европы в бельгийском Спа. Здесь собрались всего две команды – Delage и Alfa Romeo. После половины дистанции на трассе остались три автомобиля Alfa Romeo и лишь один Delage под управлением гонщика Диво. После схода Диво и одного из пилотов Альфы Ромео, Брилли-Пери, двум оставшимся гонщикам дали команду заехать в боксы. Там Яно накрыл стол и пригласил гонщиков, пока механики занимались машинами. После небольшого застолья спортсмены вернулись на трассу и спокойно пересекли финишную линию.

Гран-при Италии вновь подтвердил, что машины Alfa Romeo вне конкуренции. Компания выиграла первый в мире чемпионат производителей и добавила к своей эмблеме лавровый венок победителя.

На Гран-при Франции команда приехала уже как потенциальный победитель. Антонио Аскари лидировал, создавая себе на каждом круге запас не меньше 15 секунд. Но вдруг пошел дождь, дорога стала скользкой. Не вписавшись в поворот, автомобиль, управляемый Аскари, на скорости более 190 км/ч вылетел на обочину и несколько раз перевернулся. Подоспевшие к месту аварии врачи уже не смогли ничего сделать, Аскари умер по дороге в больницу.

Alfa Romeo 6С 1500 и 1750

Используя опыт постройки гоночных автомобилей, Яно создал спортивную Alfa Romeo 6С 1500 с 1,5-литровым шестицилиндровым двигателем. Позднее эту модель снабдили турбонагнетателем¸ позволившем развивать скорость до 145 км/ч. За 4 года построили 1074 таких машины. В 1929 году ей на смену пришла модель 6С 1750, отличавшаяся хорошей устойчивостью и чувствительным рулевым управлением. Эта машина дважды побеждала в гонке Mille Miglia в 1929 и 1930 годах. Alfa Romeo 6С 1750 позволила фирме остаться на плаву во время Великой депрессии: за это время удалось продать 2500 автомобилей.

6Alfa_Romeo_Super_Sport_1929.png
Alfa Romeo 6С 1750

«Mille Miglia»

В 1930 году Alfa Romeo выставила свои автомобили на горную гонку Mille Miglia из Брешии в Рим и обратно. Автомобилями фирмы управляли Тацио Нуволари и Акилле Варци. Шел второй день гонки. Светало. Варци шел впереди, выигрывая у соперника три минуты, но проигрывая в общем зачете. Вдруг Варци увидел на дороге свет фар машины Нуволари, идущего позади, но вскоре свет погас, и Варци посчитал, что соперник сошел с дистанции. Но когда до финиша оставалось всего тридцать миль, его оглушил сигнал идущей сзади машины с горящими фарами. Это был Нуволари, ехавший вслед за Варци. Все это время он двигался с выключенными фарами по узким горным дорогам, чтобы сбить с толку соперника!
На следующий год Яно создал новую гоночную модель Р3. Вплоть до 1934 года эта модель выигрывала все Гран-при, в которых принимала участие. В 1933 году Alfa Romeo была национализирована и официально ушла со спортивной арены. Энцо Феррари приобрел гоночную команду, продолжавшую выступать на автомобилях Alfa Romeo.

Alfa Romeo 8С

Alfa Romeo продолжала удивлять публику своими спортивными автомобилями. В 1931 году увидела свет Alfa Romeo 8С 2300 с восьмицилиндровым двигателем мощностью 95 л.с., развивавшая максимальную скорость 180 км/ч. Многие именитые фирмы считали за честь предложить для нее свой вариант кузова.
Как и ее предшественница, Alfa Romeo 8С 2300 добилась побед в самых престижных соревнованиях. В 1931 году автомобиль занял первое место в гонке Targa Florio в Сицилии и четыре года подряд выигрывал гонку Mille Miglia.

9_1938_Alfa_Romeo_8C_2900_Mille_Miglia_34_3.png
Alfa Romeo 8C 2900

Подлинным шедевром фирмы, самым скоростным спортивным автомобилем 30-х годов, стала представленная в 1935 году Alfa Romeo 8С 2900 с элегантным, обтекаемым кузовом развивал максимальную скорость 185 км/ч, а при наличии турбонагнетателя – 200 км/ч. Таких автомобилей было выпущено всего 30 штук, они являются одними из наиболее редких и желанных приобретений для любителей раритетных автомобилей.

Гран-При Германии 1935 года

После появления на гоночных трассах немецких автомобилей Auto Union и Mercedes Alfa Romeo потеряла лидирующие позиции в автоспорте, несмотря на значительную помощь, оказываемую ей итальянским правительством и лично Бенито Муссолини, для которого эта марка была любимой. Самым ярким выступлением того периода стал Гран-при Германии 1935 года на новой трассе Нюрбургринг, где тысячи зрителей должны были стать свидетелями очередной победы немецкой техники.

В конце первого круга Нуволари, ехавший на Alfa Romeo, шел на втором месте вслед за Караччиолой на Мерседесе, вскоре его обогнал гонщик команды Auto Union Розенмайер, а также Широн и Фаджиоли. Нуволари отправился в боксы менять резину. То, что произошло потом, не поддается никакому разумному объяснению. После четырех часов борьбы на изматывающей, изобилующей подъемами и спусками трассе, Нуволари сумел вырваться на второе место. К последнему кругу разрыв сократился до 45 секунд, и… в этот момент у лидирующего Мерседеса взорвалось колесо. Нуволари пришел к финишу первым. 300 000 немецких болельщиков встретили победу итальянца гробовой тишиной…

Военное время

В 1938 году, после перехода Яно в фирму Lancia, новым главным конструктором фирмы стал Джоаккино Коломбо. Чтобы избежать соперничества с немецкими гигантами, было решено создать гоночную машину менее престижного класса. В 1938 году начались работы над новой гоночной моделью Alfa Romeo 158, но их окончанию помешала война. Опытные образцы спрятали от нацистов на сыроваренной фабрике.

Alfa Romeo 430.png
Alfa Romeo 430

Основой продукции фирмы в годы Второй мировой войны стали грузовики. В 1940 году Alfa Romeo начала выпуск грузовых автомобилей моделей 430 и 800 грузоподъемностью 5 и 8 тонн соответственно. Автомобили этой серии получили кабины со скругленными углами: в них удачно сочетались мягкие линии с большим внутренним объемом. Единственным грузовиком капотной компоновки стал армейский четырехтонный Alfa Romeo 500 с 50-сильным дизелем.

Послевоенные годы

Сразу после окончания войны возобновилось производство довоенной модели 6С 2500, но спрос на такие автомобили в разоренной войной Европе был крайне низок. Поэтому в 1950 году был начат выпуск менее дорогой Alfa Romeo 1900 с двигателем мощностью 90 л.с. Для итальянской армии выпускался полноприводный легковой автомобиль Matta – аналог знаменитого внедорожника Willys МB.

12_800px-Alfa_Romeo_1900_Matta.png
Alfa Romeo Matta

В первые послевоенные годы фирма ввела в производственную программу две новые серии грузовиков – 5-тонную «450» и 9-тонную «900» с мотором мощностью 130 л.с. В них окончательно воплотились общие для всех автомобилей компании стилевые решения, сделавшие грузовики фирмы не менее модными и престижными, чем легковые автомобили.

Формула-1

В 1950 году стартовал первый в мире чемпионат по автогонкам в классе Формула-1. Команда Alfa Romeo не имела себе равных: ее гонщики добились победы во всех шести этапах. Джузеппе Фарина стал победителем в Великобритании, Швейцарии и Италии; аргентинец Хуан Мануэль Фанхио выиграл этапы в Монако, Бельгии и Франции. Чемпионом мира стал Фарина, набравший 30 очков, вице-чемпионом стал Фанхио с 27 очками, а третье место занял Луиджи Фаджиоли (23 очка). Остается добавить, что команда выступала на довоенных Alfa Romeo 158 Alfetta, оснащенных двигателями с турбонаддувом.

Alfa Romeo сохранила свой титул и в следующем году: на трассе Педраблез в Испании Фанхио буквально вырвал победу у гонщика команды Ferrari Альберто Аскари. Однако после окончания сезона руководство фирмы приняло решение покинуть Формулу-1: гоночный потенциал Alfa Romeo 158 был полностью исчерпан, а создание новой конкурентоспособной модели требовало немалых средств, которых у фирмы не было.

Alfa Romeo 1900

В 1950 году на свет появилась элегантная скоростная легковая машина Alfa Romeo 1900 с четырехместным кузовом. Она имела множество разновидностей, рассчитанных на любителей активной езды. Об этом автомобиле говорили, что даже в варианте серийного седана он способен выигрывать гонки. Alfa Romeo 1900, рассчитанная на шесть человек, оснащалась двигателем мощностью 90 л.с. и разгонялась до 150 км/ч. Благодаря совершенству конструкции и прекрасным характеристикам автомобиль продержался на конвейере девять лет, за это время было выпущено 21089 машин в различных комплектациях.

14_1024px-Alfa_Romeo_1900_SS_Ghia.png
Alfa Romeo 1900

Модель послужила базой для целого ряда перспективных разработок, выполненных в модном авиационном стиле. Это были футуристические купе чистых аэродинамических форм. Обязательным атрибутом каждой машины являлись элегантные задние крылья. В таком же стиле были выполнены салоны, похожие своей формой на кабину самолета.

Форсированный двигатель мощностью 190 л.с. позволял автомобилю разгоняться до 100 км/ч за 9 секунд и развивать максимальную скорость 220 км/ч. Эти автомобили до сих пор вызывают восхищение красотой своих выразительных форм и являются частыми гостями автомобильных выставок.

Giulietta

В 1954 году началось серийное производство модели Giulietta с двухместным кузовом купе разработки ателье Bertone. В 1955 году появился вариант с кузовом четырехдверный седан, разработанный дизайнерами Alfa Romeo. Автомобиль выпускался 10 лет без каких-либо серьезных изменений. Позднее модельный ряд был расширен двухместными кабриолетами Spider и Spider Veloce с кузовами работы фирмы Pininfarina и аэродинамически совершенным купе SZ работы кузовного ателье Zagato. Популярная Giulietta вывела фирму на второе место по производству легковых автомобилей в Италии.

15_Alfa_Romeo_Giulietta_Sprint_1300.png
Alfa Romeo Giulietta

Disco Volante

Для участия в гонках была предназначена Alfa Romeo Disco Volante («летающая тарелка») с шестицилиндровым двигателем. Низкий двухместный кузов был создан совместными усилиями кузовной фирмы Touring и стилистов Alfa Romeo Коломбо и Сатта. Дебют Disco Volante произошел в гонке Mille Miglia 1953 года. Пять автомобилей сошли, а шестой, под управлением Фанхио, занял второе место. Эти машины не были успешны и в других гонках и довольствовались единственной победой в местных соревнованиях Supercortemaggiore.

16_Alfa_Romeo_Disco_Volante_Spider_front.png
Alfa Romeo Disco Volante

Грузовики Mille

В 1958 году Alfa Romeo представила новую грузовую серию «1000» или «Mille», признанную специалистами наиболее элегантной и новаторской для своего времени. На ней использовался 11-литровый дизель мощностью 174 л.с., 8-ступенчатая коробка передач и новая кабина увеличенных размеров с передней облицовкой в виде традиционного для фирмы стилизованного сердечка. Эти автомобили находились в производстве недолго – до 1964 года, когда трудное экономическое положение и сильная конкуренция со стороны более крупных компаний заставили Alfa Romeo свернуть производство тяжелых грузовиков. С 1969 года производство Alfa Romeo Mille наладила бразильская фирма FNM. Помимо грузовых автомобилей Alfa Romeo прославилась изготовлением троллейбусов: некоторые из них до сих пор работают в различных городах Италии и Аргентины.

17_1280px-16276-Filobus_Alfa_Romeo_1000_Aerfer_8026.png
Троллейбус Alfa Romeo 1000

Giulia

На смену Джульетте в 1962 году пришла Giulia с четырехместным кузовом седан с коротким багажником и четырьмя фарами, входившими в моду в то время. Модель сразу же получила хорошие отклики, и портфель фирмы пополнился новыми заказами. Рассчитанная на массового покупателя, Giulia встала во главе огромной серии: вместе с седанами выпускались двухместные купе Sprint и Sprint Veloce, а также специальные спортивные варианты TZ1, TZ2, GTA, GTA-SA, выступая на которых команда Autodelta пять раз выигрывала Чемпионат Европы среди легковых автомобилей. Giulia имела огромный успех не только в Италии, но и далеко за ее пределами и находилась в производстве 15 лет.

18_Alfa_Romeo_Giulia_Super_1300_1965.png
Alfa Romeo Giulia

Alfasud

В мае 1967 года президент компании Джузеппе Лураги обратился к немецкому инженеру Рудольфу Грушке с просьбой создать шасси нового революционного автомобиля для массового покупателя. Машина должна была иметь модный для того времени кузов хэтчбек, компактный двигатель рабочим объемом 1 литр и новый для Alfa Romeo передний привод. Массовое производство предполагалось развернуть на новом заводе, который только строился близ Неаполя, поэтому новую модель назвали Alfasud («Альфа-Юг»). Разработку дизайна автомобиля поручили только что открывшемуся кузовному ателье Ital Design под руководством Джорджетто Джуджаро. Недорогой и комфортабельный автомобиль быстро завоевал признание покупателей. Для многих из них он был единственной возможностью обладать моделью такой престижной и ранее недоступной марки, как Alfa Romeo. В 1976 году на базе хэтчбека было разработано и запущено в серийное производство двухместное купе Alfasud Spring с 1,5-литровым двигателем, развивавшим максимальную скорость 167 км/ч.

19_Alfa_Romeo_Alfasud_2_door_first_registered_October_1979_1490cc.JPG
Alfa Romeo Alfasud

Montreal

В 1970 году Alfa Romeo представила свой первый суперкар – купе Montreal с V-образным 8-цилиндровым двигателем объемом 2,6 литра, оснащенным системой впрыска топлива. В несущем двухместном кузове могли располагаться 4 человека, а в задней части имелся объемный багажник с поднимающейся вверх дверцей со стеклом. Montreal развивал скорость 220 км/ч. Успех Монреаля не был впечатляющим, однако он выпускался в течение 6 лет, заслужив репутацию скоростного, но сложного и дорогого автомобиля.

20_Alfa_romeo_montreal_ts_01.png
Alfa Romeo Montreal

Giulietta II

В середине 1970-х годов в Западной Европе разразился глобальный экономический кризис, нанесший серьезный удар по экономике Италии. Количество заказов на дорогие автомобили резко сократилось. Положение усугубила неудачная попытка вернуться в Формулу-1, приведшая к огромным финансовым затратам, в результате чего компания начала стремительно терять завоеванные позиции.

Стремясь расширить круг покупателей, в 1977 году было принято решение дополнить производственную программу седаном среднего класса, ориентированным не только на индивидуальных владельцев, но и на корпоративные парки крупных компаний и государственных учреждений. Новую модель назвали Giulietta II: таким образом маркетологи стремились привлечь интерес автолюбителей среднего возраста, помнивших оглушительный успех Alfa Romeo Giulietta 1950-х годов. В отличие от предшественницы, Giulietta II была семейным четырехдверным седаном. Покупатель мог выбрать модель с двигателем рабочим объемом от 1,3 до 2 литров. Впоследствии к ним добавился дизель с турбонаддувом и новый бензиновый двигатель, автомобиль получил название Turbodelta. Другим путем выхода из кризиса стала кооперация с японской компанией Nissan, что привело к созданию совместного седана Arna, использовавшего шасси от Alfasud. Но этим моделям не было суждено повторить успехи предшественников.

Alfa_Romeo_Giulietta_1984.jpg
Alfa Romeo Giulietta II

Alfa Romeo 75

В честь своего 75-летия в 1985 году компания выпустила модель Alfa Romeo 75: четырехдверный седан с модным в то время клиновидным кузовом, рассчитанный на экспортные рынки. От своей предшественницы, Джульетты II, Alfa 75 отличалась более современным дизайном, заложившим стиль модели на последующее десятилетие. Однако положение компании постоянно ухудшалось, и в ноябре 1986 года Alfa Romeo присоединилась к концерну FIAT, в котором стала играть роль изготовителя скоростных спортивных автомобилей, пригодных для использования в повседневной жизни.

21_1024px-Alfa_Romeo_75_RWD.png
Alfa Romeo 75


«Я снимаю шляпу перед проезжающей мимо Alfa Romeo», – произнес однажды Генри Форд. Выпуск автомобилей легендарной марки продолжается и в наши дни, Alfa Romeo можно встретить на дорогах по всему миру.

Текст: Владимир Вараксин

 

Комментарии